По материалам публикаций на сайте Русской народной Линии
Примечание: Главный редактор “Русской Народной линии”и автор статьи Анатолий Дмитриевич Степанов является вице-президентом РОО “Бородино 2012 – 2045”
Анатолий Степанов
На трагическую кончину отца Александра Шумского
Становятся известны подробности вчерашней смерти моего давнего друга священника Александра Шумского. Хотя до сих пор не верится в реальность случившейся трагедии…
Оказывается, отец Александр после вечерней службы в соборе равноапостольного Владимира Крестителя, построенного на том самом месте в древнем Херсонесе, где крестился просветитель Русского народа, захотел пойти поклониться Апостолу Андрею Первозванному.
Там, недалеко от восстановленного величественного собора, обретена в 2012 году стопа «русского» Апостола. Согласно «Степенной книге», написанной духовником первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного Афанасием (протопоп Благовещенского собора Кремля, мирское имя Андрей Половцов, в 1564-1566 годах митрополит Московский), в Херсонесе апостол Андрей Первозванный «молился на великом камне, во время молитвы камень стал, как воск и стопы его отпечатались на нём». Долгое время это место почиталось верующими людьми, но потом традиция почитания была утрачена, и само место забыто. И вот совсем недавно трудами известного в Севастополе общественного и государственного деятеля Павла Буцая святыня была обретена вновь и снова стала почитаться.
Туда и отправился после вечерней службы батюшка…
Наш общий друг публицист Виктор Саулкин рассказал мне, что около 15.00 отец Александр позвонил ему из Севастополя с Графской пристани. Он восторгался величественными видами дорогого каждому русскому сердцу места. Как говорит Виктор, отец Александр был в приподнятом, восторженном настроении, они вспомнили Святую землю, где были вместе, размышляли о том, что для русских Крым – наша святая земля.
Потом отец Александр перезвонил Виктору через час. Сказал, что набирается впечатлений и хочет написать о своей нынешней поездке в Крым. А сейчас собирается на Херсонес…
Стопа Апостола Андрея на камне находится на самом берегу моря. Туда нужно спуститься по тропинке (говорят, что сейчас там сделаны ступеньки) с высоты примерно 2-2,5 метра, где находятся собственно руины самого Херсонеса.
Вечернее время… Возможно, скользкие камни… Возможно, наступил на рясу…
Собственно, теперь это не важно. Важно то, что после службы в храме, пребывая в радостном состоянии духа, отец Александр шёл на встречу к Апостолу Андрею…
Я теперь уже не припомню, как мы познакомились с отцом Александром. Но как-то быстро сблизились, поскольку обнаружилось, можно сказать, почти полное совпадение взглядов.
Отец Александр начал писать для «Русской линии». Писал не очень часто, обычно раз в неделю. Но каждая его статья становилась событием. Не только из-за хорошего литературного стиля и демонстрируемой автором эрудиции, но и из-за предельной своей актуальности. Отец Александр не пропускал мимо своего внимания ни одного важного для общественной жизни события. Откликался на фильмы, статьи, политические и общественные события.
Его упрекали в жёсткости, нападали на него. Но, как говорится, стиль – это человек, стиль письма выдаёт характер человека. Он, действительно, мог быть жёстким в статьях и высказываниях, но всегда был определённым, не было в нём двойственности. Он своей жизнью как бы воплощал завет Спасителя: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37).
Для меня особенно важно, что в 2010 году, когда на «Русской линии» произошёл раскол, отец Александр решительно поддержал меня, сказав: «Я буду с тобой!». В тот переломный момент это было очень важно для меня.
Долгие годы мы были близки, я нередко бывал у него дома, порой оставался ночевать. В его квартире в Последнем переулке одно время проходили своего рода неформальные редакционные советы РНЛ (в форме традиционных русских застолий, разумеется), где мы обсуждали какие-то внутренние вопросы, вырабатывали стратегию действий. Многие наши общие друзья там бывали.
За эти годы мы с ним о многом переговорили, и по большинству общественных вопросов не просто находили общий язык, но наши оценки и мнения практически совпадали.
Отец Александр был одним из инициаторов создания общественной организации «Русское Собрание». В его храме в Хамовниках мы служили молебен перед учредительным собранием РС, несколько лет он был членом Центрального совета «Русского Собрания», участвовал во многих наших мероприятиях – в Союзе писателей России, в Калязине. По его инициативе мы провели первые Кожиновские чтения Русского Собрания. Батюшка чтил Вадима Валериановича Кожинова, считал его одним из выдающихся русских умов, который соединил в себе эпохи русской истории.
А как забыть тяжелую страницу, которую мы пережили вместе, когда в 2011 году некий ничтожный содомит написал заявление в прокуратуру, в котором, используя статью отца Александра о либералах, обвинил его и РНЛ в разжигании социальной розни, используя двусмыленность статьи закона об экстремизме. Красносельская прокуратура Санкт-Петербурга дала ход делу, собрали заключения неких либеральных «экспертов» и передали дело в суд. Отец Александр в заседаниях лично не участвовал, но очень переживал из-за этой ситуации. А я пытался доказать на судебных заседаниях, что либералы не являются социальной группой, что прокуратура пытается запретить политическую борьбу в стране. И слышал от прокурора, что … у них другое мнение. И вот однажды мне звонит прямо-таки восторженный отец Александр и говорит, что ему позвонили из прокуратуры Санкт-Петербурга и извинились за глупость их сотрудников, что прокуратура отзывает дело из суда. И мы вздохнули спокойно. А ведь речь шла тогда об угрозе закрытия «Русской народной линии».
В последнее время у нас с отцом Александром сложились непростые отношения. Из-за мелкого конфликта мы перестали сотрудничать и даже в последнее время общались крайне редко. Но я продолжал относиться к нему с любовью. Потому что нельзя быть неблагодарным, а он так много сделал для РНЛ и для меня лично…
И хотя в последнее время мы часто спорили, наши оценки в отношении разных современных патриотических персоналий нередко расходились, но я продолжал считать и искренно считаю, что отец Александр был одним из самых ярких православных публицистов современности. Со своим неповторимым стилем.
Близкие к нему люди знают, что отец Александр обладал даром копировать интонации голоса других людей. Не только знаменитых – Сталина, Брежнева, но и наших современников. Никогда не забыть, как он в лицах рассказывал прямо-таки чудесную историю получения им, простым многодетным священником, квартиры в элитном доме в центре Москвы, копируя голоса Святейшего Алексия и владыки Арсения, о которых отзывался с благодарностью и любовью.
В некоторых репликах пишут: «Погиб протоиерей Александр Шумский». А он был только лишь иереем, сан протоиерея так и не получил. И настоятелем не стал, был обычным клириком храма Святителя Николая в Хамовниках. А ведь было ему уже 66 лет! Да и из диаконов в иереи рукоположили его только после трагического случая «в благодарность за молчание». Некий заместитель министра неожиданно ударил его гантелей по голове, считая, что батюшка слишком громко празднует на лестничной площадке свой юбилей. Отец Александр чудом остался жив. Его попросили забрать заявление из милиции… Так он стал священником… Он ведь некоторое время после печально известной истории со словами «наши пророки, ваши пророки» был непоминающим… Это, увы, правда. Хотя сам батюшка по прошествии времени рассказывал эту историю со свойственным ему юмором. Никогда особенно не жаловало отца Александра начальство…
Несмотря на возникшее напряжение в наших отношениях, я не переставал с любовью относиться к отцу Александру, пишу искренне, не лукавя. Надеялся, что наступит день, когда мы полностью примиримся и снова будем общаться, пусть и споря о чём-то, вместе трудиться. Увы, увы… И тяжело на душе от этого…
Давайте, братья и сестры, помолимся о упокоении души новопреставленного раба Божия иерея Александра. Прости, Господи, его согрешения вольные и невольные. Прими душу раба Твоего в Свои объятия и посели его в Селениях Праведных.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»