Материал опубликован на сайте портала Яндекс дзен
“Моя клятва”
“Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело…
Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой”.
8 марта 1953 года
Высоцкий с другом сумели попасть в Колонный зал, где шло прощание со Сталиным
А теперь история появления этого произведения. Друг детства Высоцкого, В. Акимов вспоминал, как они с Володей Высоцким 8 марта 1953 года вместе со всей страной провожали в последний путь Сталина.
«Особой доблестью среди ребят считалось пройти в Колонный зал. Мы с Володей были дважды – через все оцепления, где прося, где хитря; по крышам, по чердакам, пожарным лестницам; чужим квартирам, выходившими чёрными ходами на другие улицы или в проходные дворы; под грузовиками; под животами лошадей; опять вверх-вниз, выкручиваясь из разнообразнейших неприятностей, пробирались, пролезали, пробегали, ныряли, прыгали, проползали. Так и попрощались с вождём»
Клятва Высоцкого
Высоцкому в результате этих хитроумных маневров удалось проникнуть в Колонный зал и даже пройти мимо гроба с телом покойного Сталина. На Высоцкого все это произвело такое впечатление, что, придя домой, он достал ручку, тетрадь и на одном дыхании сочинил стихи “Моя клятва”. Они шли из сердца. Первым слушателем была его мама, Нина Максимовна. Ей стихи понравились, и она отнесла их в стенгазету учреждения, в котором тогда работала. Редактор стихи принял на ура и с радостью напечатал.
В то время, когда стихи были написаны, Высоцкий учился в восьмом классе и отношение к Сталину нельзя назвать неосознанным. Не совсем взрослый, но уже не мальчик, он переживал смерть такого человека по своему. О том, что такое конъюктура, лицемерие и фальш, в то время юный Высоцкий еще не знал. Стихи писал искренние, хотя и по юношески, наивно. Главное, в чем он клялся – это была любовь к Родине, дружной братской семье народов. Что плохого в этой клятве? Что в ней неправильного?
Высоцкий отрекся от своих стихов..? И от клятв тоже..?
Вокруг этого стихотворения ведется острая полемика. Одни называют стихи – ошибкой незрелого поэта. Другие – выплеском эмоций юношеского максимализма и, как следствие – сталинизма, мальчика, который не вышел из подросткового возраста. А когда вышел, то понял, какой был дурак и при каждом случае плевался в своего бывшего кумира. Якобы Высоцкий от этих стихов сто раз отрекся. Вот и Марина Влади говорит о том же.
Верить Марине Влади я бы точно не стала. Хорошая актриса, но в историю вошла с Высоцким, а так уже и не вспоминали бы очаровательную “колдунью”. Про Высоцкого Влади могла насочинять что угодно, бумага все стерпит.
Но. Рукописи не горят. Написанное самим Высоцким останется таким, каким его привнес в мир сам автор. Чистые стихи чистого сердца. А не так, как их трактуют другие в соответствии со своими политическими убеждениями и взглядами на нашу историю.