Материал опубликован на сайте портала Яндекс дзен
С подачи Хрущева возник «черный миф» о кровожадных работниках НКВД. Ну а в годы «перестройки» масштабной травле подверглись поголовно все люди, каким-то образом причастные к МВД и КГБ. Появились и наследники Хрущева в лице А.Н. Яковлева, В.В. Бакатина и личностей помельче, Волкогонова, Радзинского и иже с ними.
С началом войны в структурах НКВД возникла необходимость создания Особой группы (впоследствии 4-го Управления), для разработки и проведения разведывательно-диверсионных операций против гитлеровской Германии, и ее союзников. Во главе стал выдающийся мастер спецопераций и аналитик Павел Анатольевич Судоплатов. О нем я уже писал статью.
А вот заместителем был назначен в прошлом начальник иностранного отдела ОГПУ-НКВД – Н. И. Эйтингон. Человек с интереснейшей биографией и выдающимися заслугами перед нашей страной.
4-е Управление НКВД было укомплектовано лучшими оперативниками, с опытом работы за рубежом. Сотрудников для масштабных действий против врага не хватало, поэтому по настоянию Судоплатова были восстановлены в органах уволившиеся сотрудники, а также специалисты, бывшие в местах заключения.
Этапы становления выдающегося контрразведчика. Довоенное время
Уже в 19 лет Эйтингон становится заместителем Гомельского ЧК, и проявив себя на ниве борьбы с контрреволюционными элементами, попал в поле зрения Дзержинского, которому явно не хватало толковых кадров.
В 1922 году он становится сотрудником ОГПУ в Москве и одновременно проходит обучение в Военной академии Генштаба, на Восточном факультете.
В 1925 году, после окончания академии, зачисляется в штат иностранного отдела ОГПУ, а осенью того же года направляется в первую свою командировку в Китай, под именем Леонид Наумов. Этот псевдоним сохранялся за ним до 1940 года. Вообще в среде разведчиков принято негласное правило иметь несколько псевдонимов. Все-таки они находились в основном на нелегальном положении.
Первая спецоперация была проведена против генерала Джан Цоу Линя, который вел переговоры с японцами с целью создать на границе с нами агрессивное Маньчжурское государство. Операция прошла успешно, и японцы только оккупировали Маньчжурию, так и не создав отдельного государства.
В 1936 году уже командировка в Испанию, где началась гражданская война. Летом 1938 года, будучи резидентом в Испании, Эйтингону пришлось спасать республиканское правительство и членов интернациональных бригад. Находясь под угрозой франкистов и немецких диверсантов, он эвакуирует людей во Францию, а затем и в Мексику, где была испанская диаспора.
В 1939 году он вернулся в СССР, где во главе НКВД, стал Л. П. Берия и многие сослуживцы Эйтингона были арестованы. Но Лаврентий Павлович, довольно неплохо разбирался в людях и подальше от греха отослал нужного специалиста обратно в Мексику, где в это время уже обосновался наш враг Троцкий.
Первый заход с использованием группы знаменитого художника Сикейроса, окончился неудачей. Но у нашего контрразведчика был план «Б», с использованием убийцы-одиночки испанского аристократа Рамона Меркадера.
Задание было выполнено!
Деятельность в лихую годину
Во второй половине 1941 года Эйтингон, на базе группы внешней разведки возглавил организацию отрядов специального назначения. В короткие сроки были подготовлены диверсанты-разведчики из оперативных работников, спортсменов и зарубежных идейных коммунистов.
Несмотря на дефицит времени на подготовку и потери, все же некоторые операции в тылу врага были выполнены успешно.
Это похищение и доставка в Москву бывшего русского князя Львова, который сотрудничал с нацистами; похищение и уничтожение в г. Ровно немецкого генерала Ильгена.
Закончив работу по формированию и обучению бригад спецназа, профессионал своего дела вернулся к своим прямым обязанностям. В роли консула СССР, Леонид Наумов обосновался в Стамбуле. Ему было поручено организовать саботаж в турецком проливе Дарданеллы, с помощью покушения на посла Германии Франца фон Паппена. Архивных данных по этой операции не найдено, но косвенно об ее успехе можно судить по Книге Людвига Карла Мойзиша – «Операция Цицерон». Правда, там несколько смещено время действия.
Я ей зачитывался в детстве!
Еще одна выдающаяся операция «Березино» была проведена летом 1944 года в Белоруссии. С помощью радиоигры Эйтингон вступил в схватку с людьми Отто Скорцени и выиграл это противоборство.
Послевоенное время
В звании генерал-майора, в течение шести лет после окончания войны Эйтингон занимался ликвидацией националистов как на западе, поляков и литовцев, так и на востоке уйгуров.
В связи с антисионистской кампанией, в 1951 году он был арестован, но в 1953 году, после смерти Сталина, он был восстановлен в органах по распоряжению Берия.
Но жизнь выкинула очередное коленце! Теперь уже Хрущев выкорчевывал все, что было связано с Берией. Летом 1953 года Эйтингона арестовали и приговорили к 12 годам тюрьмы. Так он оказался во Владимирском централе вместе со своим бывшим руководителем Павлом Судоплатовым.
Из тюрьмы он вышел 20 марта 1964 года, лишенный наград и воинского звания. Но в КГБ его помнили и помогли получить московскую прописку и неплохую работу редактором в издательстве «Международные отношения».
Легендарного профессионала спецслужб реабилитировали только в 1992 году, 11 лет спустя после его кончины. Нашлись нормальные люди, которые не забыли всех его заслуг.
Заключение
В любых структурах и организациях, подразумевающих некую общность людей, всегда найдутся как порядочные люди, так и негодяи. Но если акцентировать внимание только на негативных моментах деятельности, то для не очень умных людей создается впечатление, что эта организация только этим и занималась!
И если Павел Анатольевич Судоплатов и Наум Исаакович Эйтингон были реабилитированы, то выдающийся организатор и руководитель сильнейшей в мире спецслужбы Лаврентий Павлович Берия, до сих пор остается «назначенным преступником»!
Страна в лице государственных чиновников не умеет быть благодарной!
Источник: military.wikireading.ru