По материалам публикаций на сайте портала Яндекс-дзен
В одном из своих интервью покойный патриарх Алексий Второй назвал первого русского царя Ивана Грозного “тираном” и “убийцей”. А на Архиерейском соборе РПЦ МП, прошедшем осенью 2004 года, на царя с резкой критикой обрушился митрополит Ювеналий, который возмущался тем, что в церкви нашлись люди, считавшие Ивана Грозного святым. Митрополит сказал в своем выступлении, что «почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитания как святого в русском церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем». Эта точка зрения была принята в РПЦ как официальная. Однако она противоречит имеющимся историческим фактам и документам.
Во-первых, еще в 1876 году выдающийся русский богослов и историк Церкви архиепископ Сергий (Спасский) издал свой капитальный трехтомный труд «Полный месяцеслов Востока», который был переиздан РПЦ в 1997 году по благословению того же Алексия Второго. Эта книга полностью опровергает то, что сказал митрополит Ювеналий и подтверждает тот факт, что царя Ивана Грозного православные издавна почитали как святого.
В третьем томе «Полного месяцеслова Востока», в приложение 3 архиепископ Сергий приводит алфавитный список святых, которых он охарактеризовал так: «Русские святые и вообще особенно богоугодно пожившие, находящиеся в рукописных святцах или в разных исторических памятниках, но не канонизованные…» Среди имен этих святых архиепископ Сергий приводит и имя царя Иоанна IV. На с. 561 третьего тома он пишет: «Иоанна, царя, обретение телеси июня 10. 1621», добавляя, правда, что «имена их [не канонизированных святых] внесению в месяцесловы для общего употребления и календари не подлежат». То есть в церкви им молиться пока нельзя, но можно молиться им “келейно” – во время домашней молитвы. Наличие таких “неканонизированных” святых связано с тем, что в послепетровской России процесс причисления к лику святых латинизировался на католический манер (стал “канонизацией”) и порвал с древнерусской традицией, в результате чего множество древних русских местночтимых святых, как пишет архиепископ Сергий (Спасский) “хотя и чтились прежде, но пришли в забвение”.
Но откуда же автор «Полного месяцеслова Востока» взял сведения о почитании в древности Ивана Грозного в лике святых? В предисловии к его труду издательство “Православная энциклопедия” дает высокую оценку научной значимости книги и пишет, что автор перечитал и изучил всю существующую литературу по агиологии— иностранную, новогреческую и русскую, а также запустил в научный оборот массу нового материала, который до того пылился на полках библиотек. Так вот как раз в таком вновь открытом научном материале архиепископ Сергий и нашел сведения о святости первого русского царя.
Источник этих сведений – Святцы Коряжемского монастыря, или, по нашедшему их исследователю – Святцы Ундольского. В.М. Ундольский (1816-1864) – известнейший исследователь древнерусской старины, первый публикатор “Задонщины”, обнаружил эти Святцы в Коряжемском (Корежемском) Николаевском мужском монастыре, который был основан в 1535 г. на р. Вычегде в Вологодской губернии. Святцы эти хранились в Румянцевской библиотеке (сейчас — Российская государственная библиотека) в фонде Ундольского, где и были обнаружены академиком Е.Е. Голубинским и использованы затем архиепископом Сергием (Спасским) при написании своего труда.
В этих Святцах под 10 июня записано следующее (см. фото): «В той же день обретение святого телеси великомученика царя Иоанна». То, что речь тут идет именно о царе Иване Грозном, подтверждают как архиепископ Сергий в «Полном месяцеслове Востока» , так и академик Голубинский в своем труде «История канонизации святых в Русской церкви» (1894). Святцы Ундольского, подлинность которых подтверждена архиепископом Сергием (Спасским) и академиком Е. Голубинским, столь неопровержимо свидетельствуют об истинном отношении народа и Церкви в конце XVI — начале XVII вв. к царю Иоанну Грозному как к русскому святому, что современная официальная историческая наука и церковные иерархи предпочитают попросту замалчивать этот документ.
Надо обратить особое внимание на то, что в Святцах о царе говорится не просто как о благоверном и христолюбивом государе, но как о великомученике. Чин великомученика в православной церкви присваевается святому из числа тех, которые перенесли особенно тяжкие мучения за веру, закончившиеся смертью. Наверно, наши далекие предки в начале XVII века знали какие-то подробности из жизни (и смерти) царя, которые позволили им назвать Ивана Грозного великомучеником.
То, что царь и его семья были отравлены, на сегодняшний день уже ни для кого не секрет (в своей книге “Грозный. Апология русского царя” я публикую таблицу содержания ядов в останках каждого из членов царской семьи, неопровержимо подтверждающую факт их убийства). Иван Грозный был непримеримый борец с латинской ересью, за что и был убит пособниками папского легата Антонио Поссевино, посетившего Россию в год смерти (отравления) наследника русского престола царевича Ивана Ивановича и за полтора года до смерти самого царя Ивана Грозного.
Поссевино пытался уговорить Ивана Васильевича принять унию с католическим Римом, но царь категорически отверг это предложение. Возвратившись в Италию, Поссевино заявил, что русскому царю недолго осталось жить. Удивительная прозорливость, если только яд, которым отравили Ивана Грозного и его сына, не был передан самим же Поссевино отравителям русского царя. Учитывая этот нюанс, мы можем сделать вывод, что долго болевший и мучившийся от отравы царь именно по этой причины назван в Святцах великомучеником, перенесшим за православную веру мучения даже до смерти.
Мощи царя, день обретения которых и пришелся на 10 июня, что отмечают Святцы, до сих пор хранятся в дьяконнике Архангельского собора Московского кремя. Сюда, к гробнице Ивана Грозного, до самого 1917 г. приходили простые русские люди – отслужить по царю панихиду и попросить помощи в своих делах, требующих справедливого суда.