Памяти Бориса Штоколова – Народного артиста . СССР и друга нашей семьи
Как хочется говорить о настоящем и высоком искусстве. Классика. Она всегда понятна и превосходна. Ее время непреходяще – она живет вечно. Не кричит, не выпячивается и не спорит ни с какой модой. По настоящему талантливые люди никогда не кичились своими семьями, разводами. Им не надо было призывать в помощь сомнительному таланту свои похождения, чтобы завоевать зрителя. Все было так прекрасно и естественно! Был талант и человек пел. Не морочил голову всякими фанерами и аранжировками. Отсюда здоровое восприятие его творчества.
Таким был Борис Штоколов – Ленинградский певец, объехавший пол мира с исполнением произведений великих композиторов. Не обошел он и нашу мастерскую в Москве/ Судьба подарила нам эти встречи с величайшим русским певцом. Я хочу рассказать об этом замечательном времени в моей жизни.
________________________________________________________________________
Концерт в честь воссоздания храма Христа Спасителя. Он был мощным. Переполненный зал кинотеатра Россия. Недалеко от нашей мастерской. А самое главное, что давал этот первый концерт лучший певец России – Борис Штоколов. Во имя возрождения Святыни. Концерт был начат с “Отче наш” , а закончен ” Боже царя храни”. Зал ликовал. Голос великого певца звучал восторженно . Все было на таком подъеме, что поклонники Штоколовского таланта, занимавшие первые ряды соскакивали с мест, аплодируя певцу. Я смотрела на Штоколова и старалась поймать состояние этого человека, купающегося в настоящей славе в этот незабываемый вечер. Он выглядел таким неприступным, стройным и красивым. Была ли у него связь с залом… Или искал ли он эту связь? Я не увидела этого в нем. Исполняя произведения великих композиторов, он в эти моменты уходил в себя настолько, что перед ним не было переполненного эала. Перед ним было то о чем он пел. И народ в зале ловил это его состояние, волнуясь и переживая вместе с ним. Наверное, это дано настоящему гениальному человеку. А Штоколов таким, именно, и был. Он был недосягаем. Я слышала, как перед концертом, его просили служки кинотеатра ничего не говорить о храме, что еще ничего не знают Горбачевы… А он в ответ, как бы им, произнес ” На Руси всегда собирали на храм по копейкам, вон там стоит кружка для сбора денег – опустите кто сколько может…” Вот это номер!!! Что могло остановить такого человека и такого певца? Я не знаю кто из членов нашей Общины поставил эту кружку, но она была наполнена. Деньги же, которые Борис Тимофеевич должен был получить за концерт, он пожертвовал тоже на храм. Естественно они не дошли. Cтрану уже охватывал шквал перестроечных “явлений”. Да и в этом ли дело, что не дошли бумажки ? Дошла душа великого певца, который буквально взорвал зал своей искренностью. Я убежала в мастерскую, чтобы накрыть стол, так как после концерта Штоколов хотел с нами познакомиться и поехать в мастерскую.
…Громкий, раскатистый бас , среди множества других голосов, заставил меня выбежать из кухни. То, что я увидела было невероятным! Это море цветов, которые заносили люди из 2 машин. Они раскладывали их везде, где только можно было… Такого я еще не видела никогда в своей мастерской. Видя мое смущение, Борис Тимофеевич подошел ко мне и произнес: ” Cегодня я все цветы решил подарить Валечке!” Поцеловал меня в щеку и улыбнулся. Я никогда так близко ,его не видела раньше. В нем было столько сердечности и доброты, что всем присутствующим рядом, cтало легко и просто.
Мой муж – скульптор Владимир Мокроусов решил вылепить Бориса Тимофеевича. Он заезжал к нам в мастерскую позировать несколько раз. Обычно из гастролей по миру, заглядывал в Москву. Работа получилась. И на 60-летие Штоколова нас пригласили в Ленинград на его юбилейный концерт. Борис Тимофеевич снял нам гостиницу в центре города и оплатил билеты СВ через своего импресарио. Концерт был потрясающим. Скульптор Мокроусов вынес свою бронзовую работу – Штоколов у рояля – на сцену. На рояль поставил свечу и зажег ее. В этот момент Борис Тимофеевич запел : ” Гори, гори моя звезда… Зал слушал стоя. Это была сенсация. За кулисы прорвались несколько человек. Они искренне благодарили Владимира Мокроусова за скульптуру. Потом один из них предложил нам посетить Эрмитаж, где он покажет нам все, что недоступно для простых посетителей. И мы увидели многое, что нам , как и всем было недоступно увидеть раньше.
Вечером Борис Тимофеевич дал хороший ужин. Cтол ломился от всего. И, конечно, уральские пельмени, которые, со слов жены, лепил он сам. Через день мы уехали в Москву.
Потом, когда мне было так тяжело и плохо, я мысленно возвращалась к этим цветам , и они облегчали мне все мои дальнейшие тяготы жизни, обрушившиеся на меня впоследствии … Может быть этот человек почувствовал это, когда дарил мне их?.. Гениальным людям иногда открывается то, что другие никогда не видят и не чувствуют… А скульптору Мокроусову повезло не меньше. Это был его самый любимый певец.
Вверху скульптура Бориса Штоколова. Произведение скульптора Мокроусова
Валентина Мокроусова член правления Бородино 2045
P. S. В моей жизни было много цветов. Их дарил мой муж, сосед по коммунальной квартире Сергей Семенович, отец Михаил Рязанцев- ключарь храма Христа Спасителя на день рождения зимой – букет роз. Но подарить море цветов?! Это было один раз . И он незабываем по сей день.
Море цветов в мастерской - Я ошарашена. Творчества тихий покой Так разукрашенный! И ты стоишь предо мной, Так обозначено- Море цветов за тобой Мне предназначенных. Все утонуло в цветах Слова не вымолвить Где-то шевелится страх: Это не вымолить... Это пришло в мою жизнь, Хоть не просила я. Вот за цветы и держись С нежною силою. Будто бы ангел сказал- Так мне услышалось Жизни той светлый вокзал В сердце колышется....