Седьмая война Махмута Гареева
23 июля 1923 года родился генерал армии Махмут Ахметович Гареев
Махмут Ахметович – участник Великой Отечественной войны, награжденный 19 орденами и 30 медалями, генерал армии, доктор военных и доктор исторических наук, профессор, президент Академии военных наук
Он также – действительный член Академии наук Татарстана, лауреат Государственной премии РФ, автор более 200 научных трудов, изданных, кроме России и других бывших республик Советского Союза, в также Афганистане, Болгарии, Великобритании, Германии, Египте, Республике Корея, Сирии, США, Чехии, Швейцарии. Отметим особо: он – признанный лидер военных ученых в нашей стране. Причем в силу не каких-то прежних руководящих постов (у людей в погонах это подчас бывает чуть ли не решающим фактором), но прежде всего – широты научных интересов, творческой плодовитости, основательности, с которой им разработаны актуальнейшие проблемы военной теории и истории.
М.А. Гареев родился 23 июля 1923 г. Два российских народа – татары и башкиры – по праву считают его своим достойным сыном. Решив связать свою судьбу с защитой Отечества, Махмут Ахметович в апреле 1941 г. поступил в Ташкентское пехотное училище, но начавшаяся Великая Отечественная война прервала учебу. Большие потери младшего командного состава, понесенные Красной Армией, заставили командование досрочно выпустить курс, на котором учился М.А. Гареев, в действующую армию. Командиром взвода, а затем роты, начальником штаба батальона, начальником оперативного отделения штаба бригады ему выпало участвовать в ожесточенных боях, пройдя в составе Западного и 3-го Белорусского фронтов боевой путь от Москвы до Кенигсберга.
При выполнении боевых задач ему претили шаблон, привычные, знакомые противнику, а потому и неэффективные решения. В аттестациях 1944-1945 гг. находим свидетельства того, что практические рекомендации войскам по совершенствованию тактики боевых действий в лесистой местности и при овладении укрепленными населенными пунктами в Восточной Пруссии, разработанные М.А. Гареевым на основе анализа боевого опыта, были реализованы в приказах командира 45-го стрелкового корпуса и командующих 33-й и 5-й армиями. Свой ратный долг он выполнял честно, самоотверженно, был несколько раз ранен и контужен.
М.А. Гарееву довелось участвовать не только в завершении боевых действий на Западе. В августе-сентябре 1945 г. он воевал в составе 1-го Дальневосточного фронта против японской Квантунской группировки. Войну молодой, но уже весьма умудренный фронтовым опытом офицер закончил в составе оперативного отдела штаба 5-й армии генерал-полковника, будущего Маршала Советского Союза Н.И. Крылова.
В послевоенные годы он служил в Белоруссии, на Дальнем Востоке, на Урале, прошел все служебные ступеньки, без которых невозможен полноценный военачальник, – командовал полком, мотострелковой и танковой дивизиями, трудился начальником штаба армии и Уральского военного округа. И везде, подобно своим кумирам М.В. Фрунзе и Г.К. Жукову, непрестанно учился. Потребность в новых знаниях, в теоретическом осмыслении опыта минувшей войны привела М.А. Гареева на академическую скамью. Учебе он отдавался без остатка, окончив Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба с золотыми медалями. С искренней благодарностью вспоминает Махмут Ахметович своих учителей – прославленных полководцев и военачальников Великой Отечественной маршала Н.И. Крылова, генерала армии С.Г. Поплавского, а также маршалов В.Г. Куликова и Н.В. Огаркова.
Учеба, служба в войсках неразрывно увязывалась им с теоретическими исследованиями. В 1959 г., непосредственно во время обучения в Академии Генштаба, заинтересовавшись проблемой применения прогрессивных методов обучения в условиях военно-технической революции (не забудем – в войсках полным ходом внедрялась ракетная техника, на вооружение принималось ядерное оружие), Махмут Ахметович подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, в которой проанализировал методику подготовки и проведения общевойсковых учений, обосновал рекомендации, актуальность которых не исчерпала себя и по сей день. Над развитием идей диссертации ученый работал и позднее, что нашло отражение в книгах «Тактические учения и маневры», «Общевойсковые учения», выдержавших несколько изданий.
Постоянная нацеленность генерала Гареева на овладение новыми знаниями и их применение в практике боевой подготовки, новаторство, неустанный поиск научно обоснованных путей совершенствования Вооруженных Сил предопределили его дальнейший служебный путь. На протяжении 15 лет (1974-1989 гг.) Махмут Ахметович возглавлял военную науку в Советских Вооруженных Силах: вначале руководил Военно-научным управлением Генерального штаба ВС, а затем выполнял ответственные обязанности заместителя начальника Главного оперативного управления, заместителя начальника Генштаба, отвечая за организацию научной работы и оперативную подготовку в армии и на флоте.
Можно смело сказать, что ни один военачальник, занимавший впоследствии эти высокие посты, не сделал так много, как М.А. Гареев, для исследования и разработки важнейших проблем боевой готовности, военного строительства, боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил, автоматизации управления войсками. Свою работу он строил на прочной научной базе, подготовив и в 1977 г. успешно защитив по этим проблемам диссертацию на соискание ученой степени доктора военных наук.
В этот период дала свои плоды начатая М.А. Гареевым еще в 1950-е годы кропотливая работа над общими проблемами военной науки, по выявлению соотношения военной науки и военного искусства, военной теории и военной доктрины. Ему принадлежит приоритет в обосновании ставших ныне общепризнанными принципов классификации современных военных знаний, в определении предмета и структуры военной науки.
Указанная классификация была разработана автором в фундаментальных трудах «М.В. Фрунзе – военный теоретик» (1985 г.), и «Советская военная наука» (1988 г.). Ее суть состоит в том, что такие сложные явления, как война, не могут познаваться в пределах только военной науки. Войну, как и природу, и общество, изучают сотни различных наук, имея общий объект, но различные предметы исследований. Это означает, что война исследуется, кроме военной науки, усилиями многих общественных, естественных и технических наук (такими, например, как военная педагогика, военная география, военная экономика и др.), которые имеют свою проблематику.
Будучи обоснован в методологическом плане, такой подход имеет и большое практическое значение, поскольку ориентирует все отрасли наук на активное участие в оборонных исследованиях и создает широкий фронт творчества в этой области.
М.А. Гарееву довелось немало потрудиться также на ниве закрепления знаний в энциклопедических изданиях. В качестве заместителя председателя Главной редакционной комиссии он руководил подготовкой первого в советской истории издания Советской военной энциклопедии (к сожалению, оказавшегося и последним, поскольку второе издание было прервано на первом же томе).
Его выслуга в Вооруженных Силах составляет почти 50 лет. Помимо Великой Отечественной и советско-японской войн, ему довелось принимать участие еще в четырех локальных войнах и вооруженных конфликтах в Китае, на Ближнем Востоке и в Афганистане. Особое испытание выпало в 1989-1990 гг.: уже после вывода советских войск из ДРА генерал армии М.А. Гареев выполнял весьма непростую как с военной, так и дипломатической точки зрения миссию – главного военного советника верховного главнокомандующего вооруженными силами Афганистана, президента Наджибуллы. О пережитом он рассказал в книге «Афганская страда», которая впервые увидела свет в 1996 г. и к сегодняшнему дню выдержала уже три издания.
Эта работа, сочетающая анализ современной обстановки вокруг Афганистана и обстоятельный очерк предыстории той трагедии, которую переживает наш южный сосед, очень характерна для научного творчества генерала армии Гареева. Свой путь в науке Махмут Ахметович всегда прокладывал, следуя тезису видного военного теоретика России Александра Андреевича Свечина, гласящему, что почвой, на которой «рождаются опорные точки нашего военного мышления», является военная история.
При активном участии М.А. Гареева разработаны многие фундаментальные труды, в том числе 12-томник «История второй мировой войны, 1939-1945» (М., 1973-1982), 4-томник «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военно-исторические очерки» (М., 1998-1999) и ряд томов ныне выходящего в свет 12-томного фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941-1945 годов».
Сюжетам отечественной истории посвящен целый ряд его персональных научных работ. Так, на основе изучения ранее закрытых документов Ставки ВГК и Генерального штаба им подготовлена и в 1995 г. издана монография «Неоднозначные страницы войны», в которой с позиции сегодняшнего уровня знаний рассмотрены многие проблемные сюжеты второй мировой и Великой Отечественной войн, до сих пор вызывающие споры и разноречивые оценки: кто и как развязал войну, готовил ли Советский Союз упреждающий удар по Германии в 1941 г., в чем состояли причины неудач Красной Армии в 1942 г., какими могли быть альтернативные решения и действия воюющих сторон в Сталинградской, Курской битвах и в важнейших операциях 1944-1945 гг. и другие. В частности, выявлено значение такого важнейшего вида боевых действий, как оборона, осуществляемая в стратегическом масштабе, из-за непонимания природы которой, по мнению автора, проистекают многие беды 1941-1942 гг., показана ошибочность и вредность стереотипов, господствовавших в теории.
Впервые в военно-исторической науке Махмут Ахметович взялся также за обобщение Маньчжурской стратегической наступательной операции и успешно разрешил эту сложную научную задачу, посвятив ей несколько содержательных публикаций.
Этапным для М.А. Гареева стало исследование тенденций развития военно-политической обстановки в современном мире, в чем воплотилось твердое убеждение ученого в прогностической функции военной науки и военной истории. Пытаясь, образно говоря, заглянуть за горизонт, очертить контуры вооруженной борьбы будущего, он в 1995 г. издал монографию «Если завтра война?.. (Что изменится в характере вооруженной борьбы в ближайшие 20-25 лет)», в которой глубоко рассмотрел особенности вооруженного противоборства в крупномасштабных и локальных войнах и конфликтах, обосновал пути их предотвращения. Книга «Если завтра война?..», как и «Общевойсковые учения» приняты в качестве учебников в военных вузах России, США, Сирии и некоторых других стран.
Непроторенными путями идет М.А. Гареев и в исследовании полководческого искусства советских военачальников. Начатое еще монографическим трудом о деятельности М.В. Фрунзе, это направление научных изысканий в последнее десятилетие стало для ученого одним из приоритетных. В 1992 г. М.А. Гареев успешно защитил диссертацию по теме «Военно-теоретическое наследие М.В. Фрунзе и современная военная теория», став доктором исторических наук.
Ученый не ограничивается, подобно большинству коллег-историков, описанием биографий военачальников и осуществленных ими сражений, а выявляет уникальные особенности полководческого почерка маршалов и генералов, командовавших фронтами и армиями, и формулирует актуальные для нашего времени аспекты военного наследия отечественной полководческой школы.
В 1996 г. на суд научной общественности была представлена капитальная монография «Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства», написанная к 100-летию полководца и удостоенная в 1998 г. Государственной премии Российской Федерации. Символично, что Махмут Ахметович стал первым лауреатом Госпремии, которая носит имя его героя – Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
Логичным продолжением этого труда стала книга «Полководцы Победы и их военное наследие», представляющая собой очерки о военном искусстве военачальников, которые победоносно завершили Великую Отечественную войну. Авторский подход тот же – находить и анализировать именно те черты полководческого почерка, которые придавали деятельности того или иного военачальника самобытность, уникальность.
Принципиальным направлением своей деятельности на ниве исторической науки сам ученый считает работу, которую он осуществил в 1965-1988 гг. как председатель Государственной комиссии по определению потерь Советских Вооруженных сил в Великой Отечественной войне. Надо ли говорить, насколько сложной и кропотливой была эта работа, сколько профессионализма и самого настоящего гражданского мужества она потребовала. На смену произвольным цифрам потерь, на которые в предшествующий период ссылались И.В. Сталин и Н.С. Хрущев, впервые должны были прийти научно обоснованные показатели той тяжелой цены, которую народ заплатил за Победу.
Не все удалось, как хотелось: сказывался и недостаток опыта у членов комиссии, и сложность обсчета огромного комплекса разнохарактерных документов, и известное вмешательство идеологических органов. Тем не менее, именно комиссии М.А. Гареева удалось на основе анализа донесений фронтов, данных военкоматов, военно-учетных учреждений и огромного количества других документальных материалов впервые достоверно установить и опубликовать данные о боевых потерях Советских Вооруженных Сил и их противников. Главная, наиболее скорбная цифра – людские потери Советского Союза, составившие около 27 млн. человек, установлена строго научно и последующими исследованиями лишь незначительно уточнена.
Тем самым был нанесен мощный удар по фальсификациям, активизировавшимся во второй половине 80-х годов и имевшим неблаговидную цель доказать отсталость советского военного искусства, неумение Красной Армии воевать без огромных, несоизмеримых с результатами жертв.
Участник шести войн сегодня ведет седьмую – с фальсификаторами истории. М.А. Гарееву неоднократно приходилось и приходится непосредственно «скрещивать шпаги» с фальсификаторами истории войны и научными невеждами, последователями и единомышленниками небезызвестного Резуна, эдакими власовцами от истории. Сегодня уже самому записному маловеру ясно, что наступление на историческое здравомыслие наших соотечественников, развязанное в ходе т.н. перестройки, было проявлением не только и не столько злой воли отдельных злопыхателей, сколько актом широкомасштабной информационной войны, сопровождающей процесс глобализации в мире. Навязываемое человечеству новое мироустройство, связанное с установлением однополярного мира, потребовали прежде всего пересмотра итогов Второй мировой войны, извращения истинной роли Советских Вооруженных Сил в достижении победы над фашизмом. И именно поэтому история войны стала объектом наибольших фальсификаций.
В отстаивании исторической правды М.А. Гареев шел и идет плечом к плечу со многими известными специалистами – академиками Г.А. Куманевым, Ю.А. Поляковым, Г.Н. Севостьяновым, А.О. Чубарьяном, докторами наук В.А. Анфиловым, А.А. Ахтамзяном, А.А. Кошкиным, А.С. Орловым, Д.М. Проэктором, О.А. Ржешевским, В.Я. Сиполсом, ветеранами-военачальниками В.И. Варенниковым, Ю.А. Горьковым, Г.Ф. Кривошеевым.
Одним из значимых свершений в этой сфере стало создание историко-документального фильма «Пролог Великой Отечественной войны: мифы и факты», прошедшего на телеэкранах России, США, Германии, Польши и получившего высокую оценку общественности. Махмут Ахметович выступил автором художественной идеи и руководителем творческого коллектива, работавшего над фильмом.
За свою жизнь в науке М.А. Гареев воспитал целую роту, если не батальон учеников, причем в самых различных отраслях знаний. Эти ученые составили ядро учрежденной по его инициативе Академии военных наук (в нынешнем году ей исполняется 20 лет), в которой сложилась своя школа и методология геополитических и оперативно-стратегических исследований. Академия объединяет на общественных началах ведущих ученых Вооруженных сил, МВД, МЧС, других силовых структур и оборонно-промышленного комплекса. По существу найдена эффективная форма сообщества единомышленников, позволяющая решать исследовательские задачи экономично, обходиться без государственного субсидирования, постоянно расширять фронт оборонных исследований, привлечь к военно-научной работе дополнительный отряд оставшихся после увольнения в запас не удел военных ученых, ветеранов и военачальников. Что еще важно – ученые получили возможность для выражения объективных, независимых суждений и выработки альтернативных предложений по актуальным оборонным проблемам.
С самого момента учреждения академии Махмут Ахметович является ее президентом, причем, как видно хотя бы из перечня изданных им в последнее десятилетие книг, многотрудные административные обязанности оказались не в состоянии снизить творческий накал работы ученого, встречающего свое 90-летие в завидной творческой форме.