Великая княгиня Ольга
24 июля 969 года скончалась Великая княгиня Киевской Руси Ольга
В этот день Русская православная церковь празднует ее память
Ольга считается одной из первых святых на Руси. Именно она в Х веке несла евангельский свет древнерусским племенам. Поэтому Церковь канонизировала княгиню не только в качестве святой, но и равноапостольной.
Один из наиболее авторитетных современных религиозных историков настоятель храма Всех святых в Красном селе протоиерей Артемий Владимиров так трактует церковное предание о святой равноапостольной Ольге:
— Она родилась в Псковской земле в языческой семье из древнерусской династии князей Изборских, род которых берет начало от некоего Гостомысла, по преданию, пригласившего варягов на Русскую землю. Будущей Великой княгине поначалу родители дали имя Прекрасна. Она действительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. С юности Прекрасна была чужда суеты и суетности. Но, любя уединение среди полей и дубрав, хранила в сердце торжественный строй высоких и непраздных мыслей. Еще не зная истинного Бога, она в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем своим существом. Не сбылись ли на ней, еще не крещенной девушке, слова Священного Писания: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят»? Ей был уготован поистине божественный путь.
Однажды Прекрасна сидела в лодке и любовалась чистыми струями речных вод. Вдруг на берегу она увидела красивого юношу в княжеских одеждах. То был Игорь — второй из князей рода Рюриковичей, царствовавших на Руси. Он попросил дозволения переправиться на другую сторону реки. В предании не сказано, как молодой князь оказался в одиночестве в той местности. Можно лишь предположить, что в азарте охоты он оторвался от своей свиты и загнал коня. Но суть не в этом. Прекрасна усадила незнакомца на корме, погрузила весла в воду и сильными, точными движениями направила ладью к противоположному берегу. Непродолжительная беседа, завязавшаяся в пути, произвела на Игоря неизгладимое впечатление. Князь был поражен красотой и остротой ума юной девицы. Он полюбил ее с первой встречи.
Вскоре опекун Игоря грозный князь Олег приехал в село Выбуты, где жили родители Прекрасны — князья Изборские, и состоялся обряд сватовства. В Киев он привез девушку уже под именем Ольги, что переводится со скандинавского наречия как «Божественная». Таков был обычай у варягов Рюриковичей — женить своих князей на девицах только со скандинавскими именами. Ольга поистине проявила себя избранницей Всевышнего. Вознесенная Промыслом Божиим на престол, она, осознав себя госпожой Русской земли, жертвенно служила своему Отечеству. И молодость отнюдь не препятствовала Ольге проявлять высокие державные качества характера. С детства окруженная простым, чуждым прихоти бытом, она привыкла бороться со своими страстями и суетными желаниями, всегда отдавая предпочтение долгу, ответственности, жертвенной любви.
Счастье Игоря и Ольги оказалось недолгим. Великий князь, обходя русские земли, собирая оброки и дани с подвластных племен, в 945 году стал жертвой собственной алчности. Древляне, жившие на Волыни, недовольные излишней взыскательностью своего повелителя, взбунтовались. Они пленили Игоря, привязали его ноги к двум молодым деревцам, пригнув их друг к другу, и отпустили. Таким образом князь был разорван надвое.
Языческие обычаи требовали от Ольги мести. Еще не просвещенная Законом Божиим, она дала волю своему гневу и использовала, как говорится, не во благо остроту своего ума. Великая княгиня придумала такую месть. Ее дружина выловила вокруг Волыни сотни воробьев. К их ножкам была привязана горящая пакля. Птицы залетали под стрехи домов и поджигали их. Все жилища древлян сгорели дотла. А взбунтовавшаяся дружина во главе с воеводой была казнена.
Будем ли мы ныне осуждать за сие варварство великую княгиню, которая еще не была тогда просвещена светлым Крещением и никогда не слышала Христовых слов: «Не мстите за себя, возлюбленные, дадите место гневу Божию»? Ясно, что сердце Ольги не нашло покоя от расправы над убийцами мужа, но томилось и искало другого утешения. Как часто и сейчас горе и боль приводят нас к единственному источнику истинной благодати — Господу Богу. Так произошло и с Ольгой.
Бог, промышляющий о спасении душ человеческих, медленно, но верно указывал своей избраннице стезю Веры и Любви. Великая княгиня, мало-помалу знакомясь с жизнью первых киевских христиан, посещая могилы русских князей Дира и Аскольда, первыми принявшими крещение на Руси, все тверже и осмысленнее устремляла свои очи на Святое Распятие. Ее взгляд встречался с кротким взором Христа, раскинувшего на Кресте руки и говорящего: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас».
Внутренее восхождение к Богу резко изменило и земную судьбу Ольги. В 957 году великая княгиня побывала в тогдашней столице православия — Константинополе. Ее поразила ни с чем не сравнимая красота и теплота византийского богослужения. Своим чутким и глубоким сердцем Ольга поняла, что не ошиблась, приехав в Константинополь не столько с политической миссией, сколько чая благодати Крещения. И вот наша царственная княгиня крещена Константинопольским патриархом Феофилактом. Ее крестным отцом стал греческий император Константин Багрянородный.
С момента своего крещения княгиня непрестанно ездила по Руси и проповедовала Слово Божие. Путь ее был отмечен крестами и храмами, возводимыми повсеместно. Однажды, путешествуя вдоль реки Великой, она остановилась, устремив очи к небу. Душа ее почувствовала особое молитвенное осенение. Вдруг духовному взору Ольги предстало отверзшееся небо, откуда к земле устремился луч, превосходящий сиянием солнечный свет и расщепленный снизу натрое. Святая княгиня восприняла сие как откровение Божие. Вскоре по ее указу на этом месте был воздвигнут величественный собор во имя Животворящей Троицы. И ныне Псковский кремль на берегу реки Великой свидетельствует о градостроительном гении и духовной прозорливости начальницы земли русской.
Достойно удивления, как великая княгиня Ольга не теряла высокого праведного, святого устроения души, будучи окружена людьми, чуждыми нравственности Христовой, погрязшими в языческом варварстве и жестоких обычаях. Наоборот, светом своей святости она зажигала православные лампадки в душах русских людей. Конечно, очень и очень немногие были к этому готовы в то время. Даже сыновья Ольги не сумели разорвать узы языческих традиций. Святослав — человек холодного ума, предрасположенный к воинским доблестям, привыкший к запаху крови, всего себя отдавал ратным утехам. В конце концов он пал жертвой таких же язычников, но иного племени, и княжеский череп служил кубком для вина в руках мрачных печенегов. Другие сыновья Олег и Ярополк были более расположены к христианскому вероисповеданию, но так и не смогли его по-настоящему постигнуть. Зато в душу внука своего Владимира (прозванного впоследствии благодарным народом Красно Солнышко) княгиня сумела заронить зерно, которое проросло великим Крещением Руси в 988 году.
Княгиня Ольга не дожила до этого события. Она преставилась ко Господу в 969 году, завещав совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные благоуханные мощи были извлечены из земли внуком ее святым Владимиром и покоились в построенной им Десятинной церкви в Киеве. Иаков Мних через сто лет после смерти Ольги описывал чудо: в каменном саркофаге с ее мощами было оконце, которое отворялось всем приходившим к ней с верой и позволяло видеть ее неразрушевшееся тело, но оставалось затворенным перед теми, «иже не с верой приходят». Так и по кончине святая проповедовала вечную жизнь и вразумляла неверующих. В нашествие монголов святые останки были сокрыты в храме под спудом. В ХVII веке, по преданию, были открыты Петром Могилою, а в XVIII веке во время петровских реформ вновь сокрыты в неизвестном месте.