К отцу Иоанну Кронштадтскому съезжались тысячи людей. В Андреевском соборе только Причащение длилось несколько часов. От каждого человека батюшка слышал просьбы о помощи. А сколько он видел слез! Ощущал это огромное народное страдание. И писал о нем в дневнике.
Дневник отец Иоанн вел почти до самой смерти. Отмечал в нем главное, только что пережитое:
«Каждый день Господь новотворит меня через служение Литургии и причащение святых животворящих Таин, – я вижу, чувствую, ощущаю это Божественное чудо и благодарю Творца и Воссоздателя моего, новую тварь – меня воссозидающего, исцеляющего, умиротворяющего. Что я принесу или что воздам Тебе, Господи? Ничего у меня нет своего доброго, все Твое. Научи меня горячо любить Тебя, благодарить и славить Тебя, Господи, Боже мой!»
В отце Иоанне Кронштадтском внимание к другим людям сочеталось с пристальным вниманием к себе, своим грехам. Его покаяние было глубочайшим. В дневнике батюшка цитировал слова Иоанна Предтечи: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Евангелие от Матфея. 3. 7-10).
Отец Иоанн объяснял: «Заметьте, это главное ядро всей проповеди покаяния Иоанна Крестителя… Кайтесь немедленно, творите дело покаяния».
И часто в дневнике отец Иоанн записывал свои покаянные слова:
«Прости мне, Господи, грех мой – грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне… Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым.
Вот я ощущаю, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю».
Мы часто читаем, что святые считали себя грешнейшими из людей. Конечно, они говорили это искренне. Мы часто лукавим, оправдываем себя. А святые – намного честнее и внимательнее к своей жизни. Нам кажется (именно кажется!), что мы делаем добро. А они разборчивее в различии добра и зла.
Какие же грехи видел в себе и до конца жизни исповедовал Иоанн Кронштадтский? Вот его слова:
«Как я мал, как ничтожен в творении Божием, как грешен между земнородными и притом как самомнителен, лукав, осудителен относительно дел и слов или опрометчивости начальствующих, даже царей и высочайших особ, и относительно всех людей! Как раздражителен, гневлив, завистлив, горд, недоброжелателен, зложелателен относительно многих, ленив, нерадив, корыстолюбив, небрежен, блудлив, не усерден к святым делам, например, молитвы и покаяния! С ранней юности я обременил себя грехами и доселе коснею в них, несмотря на преизбыточную благодать, данную мне Богом в чтении Слова Божия и служении ежедневном Литургии».
Он замечал каждый греховный помысел. И особенно часто проявлялся у него грех гневливости, раздражительности. Отец Иоанн скорбел:
«Господи, прости мне движение гнева на слугу мою Евгению. Я Тебя огорчил и Духа Святого опечалил. Каюсь».
Он знал и чувствовал прощение и милость Божию. С высоты святости откровенно говорил с нами – через свой дневник:
«Я должен быть хозяином, господином – у себя, в своем сердце, должен господствовать над всеми страстями и убивать их, и давать господство благодати и всякому добру, особенно любви к ближнему, чтобы любить его больше всего, ибо любовь к Богу испытывается и в любви к ближнему».
Это не значит, что надо быть сладким и доверяться первому встречному. В жизни нужны собранность и осторожность. У отца Иоанна было много таких «поклонников», которые лгали, притворялись, пытались использовать его для своей выгоды.
В самом конце жизни батюшка писал об одной женщине: «Обманываешь меня, старого. А уж как ты хитра, баба!». И просил: «Господи, разори вероломное дело Ирины Башмаковой и удали ее от меня навсегда в свое место, откуда она прибыла. Она коварна, ехидна; я не должен иметь ее своею духовною дщерью и причащать ее Святых Таин. Это Иуда».
Во всех случаях жизни, делах, намерениях отец Иоанн обращался за помощью только к Богу. Прямо – к Нему. И завещал нам:
«Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к жизни и благочестию, надо только не лениться использовать их».
“Семейная православная газета”, №12, 2010 г.