Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (31 марта – 12 апр. 1866 – 3 апр. 1949). В 2000г. причислен к лику преподобных.
Из биографии преподобного:
Василий направился в столицу на заработки, где устроился на службу в купеческой лавке. В душе мальчика жила заветная мечта – уйти в монастырь. Он пришел к вратам Александро-Невской Лавры, где его встретил лаврский схимник, имени которого отец Серафим не назвал. Ответ прозорливого старца был таков: оставаться в миру, создать благочестивую семью, воспитать детей, после чего вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.
Самостоятельно выучился грамоте и обнаружил прекрасные способности к наукам. В 24 года женился на Ольге Ивановне Найденовой из крестьянской семьи. После свадьбы хозяин лавки подарил своему любимому приказчику довольно крупную сумму денег, чтобы тот мог начать самостоятельное дело.
Василий Николаевич занялся заготовкой пушнины. Торговля пошла успешно, не только в России, но и во Франции, Германии, Англии и других европейских странах. Он стал миоллионером, но никогда не забывал о благословении лаврского старца: старался творить добро, помогал нуждающимся, большую часть доходов отдавал в монастыри, храмы, богадельни.
В 1897 году Василий Николаевич закончил трехгодичные Высшие коммерческие курсы в СПБ. В семье Муравьевых родился сын Николай, а затем дочь Ольга. После смерти годовалой дочери супруги по обоюдному согласию жили как брат с сестрой. В 1903 году супруги побывали на торжествах прославления Серафима Саровского.
По коммерческим делам Василий Николааевич не раз бывал за границей. Говорят, он побывал и на Афоне. Сохранились свидетельства, что еще до революции 1917 года он принимал людей, давал духовные советы, помогал своей молитвой в житейских проблемах и в болезнях. Он часто повторял: “Потерял – не огорчайся; нашел, получил что-то – не радуйся слишком, а за все благодари Бога”.
В сентябре 1920 года Василий Николаевич Муравьев был принят в братство Александро-Невской Лавры. Тогда же приняла постриг и супруга его с наречением имени Христина. В июле 1922 года съездил на родину в Ярославскую губернию, чтобы навестить мать. В 1927 году он принял схиму с именем Серафим – в честь преподобного Среафима Саровского.
В те годы он предсказывал: “Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу. И у нас эти же правители будут открывать храмы, хотя сейчас закрывают. В 1933 году, после закрытия Лавры, старец поселился в Вырице. Имя поселка происходит от русского слова “вырь”, что означает “пучина”, “водоворот”. Старец называл Вырицу “святой землей” и “нашим северным Иерусалимом”.
Казанскую церковь, в которой служил отец Серафим, власти закрыли после Пасхи 1938 года. Немцы вошли в Вырицу в сентябре 1941 года, но никаких грабежей и убийств в поселке не было. Почти сразу после оккупации церковь открыли: в годы войны Казанский храм был единственным действующим храмом прифронтовой полосы в зоне оккупации.
В Вырице размещалась тыловая команда румын, которые часто ходили в Казанскую церковь. Прихожане вначале косились на солдат в немецкой форме, но потом привыкли, видя, как те молятся, соблюдают церковные правила. Начальником команды был немецкий капитан. Немцы, прослышав о святом старце и его прозорливости, приходили к нему, интересовались, чем закончится война. Отец Серафим (который свободно говорил по-немецки) откровенно отвечал, что Гитлеру России не победить.
Во время войны старец Серафим, кроме строгих постов и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели: тысячу ночей стоял он на камне пред иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя. Близкие старца рассказывают: ” В 1941 году дедушке шел уже семьдесят шестой год. Болезнь очень сильно его ослабила, и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои моления отец Серафим. К месту иоление его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными ногами на камень и простирал руки к небу. Молился отец Серафим столько, сколько хватало сил – иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду… В это время он был весь прозрачный. Он только лежал, принимая так мало пищи, что остались лишь восковая кожа и кости. Отец Серафим постился очень строго: съедал в день одну просфору и немножко тертой моркови, пил святую воду. Изредка приходил в Казанский храм и служил в приделе преподобного Серафима Саровского”.
Из пророчеств преподобного о будущем России (выделенный курсив – Л.Р.):
На вопрос своего духовного сына о будущем России, старец предложил ему посмотреть в окно, выходящее на Финский залив. Тот увидел множество плывущих под разными флагами кораблей. – Как это понять? – спросил он у батюшки.
Старец ответил:
“Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это не надолго – лет на 15, потом придет антихрист.”
Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…
Еще рассказывали, как старец говорил:
“Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока. Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени ее восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые будут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.
Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Это война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет – это будет преддверие воцарения антихриста. Потом наступит гонение на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут. Наступает царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до того времени. Мы-то с вами не доживем”.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны отцу Серафиму сказали:
-Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили колокола в церквах…
Старец на это отвечал:
-Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее (войну)… Кто только выживет? Кто только жив останется? Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь…
Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние. Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.
“Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.”
Очень любил старец молодежь. В то время молодые люди почти не ходили в церковь, и он так радовался, когда они приходили к нему. Старец говорил об огромной роли молодых в будущем возрождении Церкви. Он говорил, что наступят времена (и уже наступают!), когда развращение и упадок нравов молодых достигнут последних пределов. Почти не останется нерастленных. Они будут считать, что им все дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании и банды, воровать, развратничать.
Но придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, – и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни. Многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих. Тогда пойдут молодые в паломничество по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко.
“Сколько Господь дал благодати России – какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля – она мать, она нам хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех, и все устроить, но врагам невыгодно – им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли”.
“Спасение миру – от России, а Петербург станет духовным центром страны. Еще будут великие события в России – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь”.
О пути из Петербурга до Вырицы батюшка говорил так:
“Сейчас два с половиной, а то и три часа идет паровик, потом пойдут электрические поезда, тогда быстрее будете добираться, а придет время: раз – и другой летит”.
После войны старец говорил духовной дочери:
“Наступит время, когда вновь пойдет крестный ход из Казанского собора в Лавру. Ты дождешься”. Трудно было поверить в это, но ныне все исполнилось. Всем православным памятен крестный ход в Лавру с новообретенными мощами преподобного Серафима Саровского.
“Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать столицей мира. Ибо это истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира”.
Старец предсказал, что у католиков будет папа-славянин.
Говорил отец Серафим близким о будущем своем прославлении, но добавлял при этом:
“Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу… Не хочу, чтобы моим телом торговали”.
Преподобный Серафим Вырицкий. Акафист и житие. Изд. Братства Святителя Алексия. 2002. Составитель Александр Трофимов. Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата. Стр. 82-87.
О деятелях культуры, посешавших отца Серафима.
Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов – отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). В течение многих лет Иван Петрович был почетным старостой двух петроградских храмов: Знаменской церкви на Лиговском проспекте и церкви апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши. Иеросхимонаха Серафима почитали выдающийся астроном своего времени, один из основателей Русского астрономического общества, академик Сергей Павлович Глазенап, а также один из создателей современной фармакологической школы, профессор Михаил Иванович Граменицкий. Одним из любимейших воспитанников о. Серафима был известный во всей России профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, которого называли “светилом Петербурга”. Частыми гостями в Вырице были выдающиеся русские ученые, академики с мировыми именами – физик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, и биолог Леон Абгарович Орбели, ученик и последователь Ивана Петровича Павлова. (Добавим сюда известного физика и астронома – Николая Козырева – Л.Р.)
Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: “Поцелуй дедушке руку”. Вскоре после этого девочка прозрела.
В.Гомартели. Летопись.
Несколько важных предсказаний отца Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского:
…Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: “Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах…” А старец на это ответил: “Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите это. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (Эти слова отец Серафим повторил трижды). Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь...”
После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: “Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни дабы даровал всем Господь время на покаяние…”
Сайт “Эвенкия Православная