ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. Глазунов Илья Сергеевич

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р. 1930) — советский и российский деятель культуры,  живописец, график, портретист, народный художник СССР (1980), академик  Российской АХ, действительный член Российской АХ (2000), лауреат Государственной  премии РФ (1997), ПОЧЁТНЫЙ ЧЛЕН ШТАБА “ВИТЯЗИ”.

в3 003

в3 00

 

Автор серии работ по сюжетам романов Ф. М. Достоевского и актуальным  политическим темам («Чили», 1969; «Никарагуа», 1983), портретов многих советских  и иностранных политических и общественных деятелей, писателей и артистов. Создал  живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и  цивилизацию» (1980, здание ЮНЕСКО в Париже), а также цикл многофигурных полотен  (1970—1990), в которых воплотил свою концепцию самобытного исторического пути  России («Мистерия XX века», «Вечная Русь», «Моя жизнь», «Поле Куликово» и др.).

Как театральный сценограф оформил постановку опер («Сказание о невидимом  граде Китеже и деве Февронии» Я. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П.  Бородина, «Пиковая дама» Я. Я. Чайковского) и балета «Маскарад» по мотивам  произведения М. Ю. Лермонтова.

Один из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников  истории и культуры. Основатель и ректор (с 1989) Российской академии живописи,  ваяния и зодчества.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.  М., 2012, с. 122.


Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), русский художник и общественный деятель, основатель и ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества (1989). Автор многочисленных художественных полотен, воплотивших исторический путь России и ее героев.

Картина Глазунова “Мистерия XX века” (1988) стала своего рода иллюстрацией борьбы Добра и Зла, мировых потрясений, пережитых человечеством в XX в. В центре картины художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу добра в современном мире — победу русского народа в Великой Отечественной войне.

В том же году Глазунов заканчивает картину “100 веков”, позднее переименованную в “Вечную Россию”. Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных Глазуновым, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Глазунов был в числе основателей русского патриотического клуба “Родина”, активным деятелем ВООПИК и “Русского клуба”.

О. Платонов

Русское небо


Так кончину царевича    Дмитрия представил себе Илья       Глазунов.

 Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), художник, общественный деятель, профессор, Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии России (1997), действительный член Российской Академии художеств (2001), почетный член Королевских академий Мадрида и Барселоны (1980), лауреат премии Дж. Неру (1973), основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1987).

Родился в Ленинграде, в семье потомственных петербургских дворян. Во время блокады, когда на его глазах мучительной голодной смертью умерли родители и ближайшие родственники, он был эвакуирован по знаменитой Дороге жизни в Новгородскую область, где в глухой деревеньке Гребло работал пастухом, познавая тяготы крестьянской жизни и проникаясь красотой северной природы. В 1944, после возвращения из эвакуации в Ленинград, поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, а затем в сам Институт.

В 1956 Глазунов, еще будучи студентом Института, получает Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило поводом для проведения его первой персональной выставки в Центральном доме работников искусств в Москве (1957). Эта выставка, на которой были представлены четыре цикла работ, определивших последующие направления творчества — «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет», — имела ошеломляющий успех и получила широкий отклик в органах мировой прессы как «удар ножом в спину соцреализма». С этого времени началась кампания травли молодого художника представителями официальной критики за «пропаганду достоевщины и религиозного мистицизма», увлеченность «проклятым прошлым» России, за то, что его творчество «не помогает строить коммунизм». Но ряд известных деятелей литературы и искусства не побоялись отдать должное самобытному таланту художника, среди них — писатель С. Смирнов, поэт Н. Тихонов, отметивший продолжение в его творчестве традиций русского национального искусства, важность для него внутреннего мира человека.

После скандальной выставки в ЦДРИ, получив тройку за дипломную работу, Глазунов направляется преподавателем черчения в Иваново. Но удостоверившись, что там в нем не нуждаются, перебирается в Москву, где живет без прописки, существуя за счет случайных заработков, ибо не будучи членом Союза художников, в который его не допускали до 1967, не мог быть участником выставок и получать официальные заказы, которых, кстати, не было и в дальнейшем. Но в 1959 в Италии вышла книга П. Риччи «Илья Глазунов», а когда в Москву прибыла группа всемирно известных деятелей итальянского кино (Д. Лоллобриджида, Ф. Феллини и др.), он был приглашен в Италию для создания их портретов. Выставка работ в Риме, состоявшаяся во время его поездки (1963), восторженно комментировалась прессой. Одна из газет назвала Глазунова «Достоевским живописи». И действительно, свой творческий метод художник определяет по Достоевскому как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы — сердце человека.

Последующее творчество Глазунова постоянно вызывало яростные нападки представителей господствовавшего соцреализма, отражавших, по убеждению художника, ложь жизни социальных манекенов. Сам же он стремился обнажать «суровую правду жизни», пробуждать русское национальное самосознание, что стало причиной закрытия его первой выставки в Манеже по письму руководителей Московской организации Союза художников. В цикле ставших хрестоматийными иллюстраций к произведениям русских классиков — Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова, созданных в 60-е, Глазунов явил себя как глубочайший знаток национального духа и быта, глубокий психолог, величайший мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства. В это же время им созданы широко известные полотна, воссоздающие образ России в протяженности ее многовекового бытия («Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж» и др.). Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово, отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой. В своих произведениях Глазунов предстает не только как великий продолжатель традиций отечественной школы высокого реализма, виртуозный рисовальщик, мастер композиции, но и знаток мировой истории и культуры. Вершинами его философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Христос и Антихрист», «Разгром Храма в Пасхальную ночь», «Рынок нашей демократии» и др. произведения 80—90-х. Историко-философские произведения Глазунова, в частности картина «Вечная Россия», становились пособиями по изучению истории России в зарубежных учебных заведениях и на научных симпозиумах.

Славу непревзойденного мастера портрета снискали художнику созданные им образы соотечественников и «звезд» мировой культуры, выдающихся государственных и общественных деятелей (Л. Висконти, У. К. Кекконен, Д. Лоллобриджида, Индира Ганди, короли Швеции, Лаоса, Испании, папа римский Иоанн-Павел II и др.). Свидетельством глубочайшей «всемирной отзывчивости» художника являются серии его работ, выполненные во время поездок в так называемые горячие точки планеты — Вьетнам, Лаос, Чили и Никарагуа.

Выставки произведений Глазунова с триумфальным успехом проходили во многих столицах и крупнейших городах мира: в Варшаве, Риме, Копенгагене, Париже, Лондоне, Сантьяго, Стокгольме, Хельсинки, Берлине (Восточный и Западный), Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Кельне, Штутгарде, Токио, Милане, Манагуа, Гаване, Мадриде, Никосии, во Вьетнаме, Лаосе, а также во многих городах России и стран СНГ — в Одессе, Киеве, Ярославле, Перми, Свердловске, С.-Петербурге и Москве. Американская пресса назвала Глазунова рекордсменом по посещаемости. Ибо история искусства не знает такого примера, чтобы выставку художника, проходящую в течение месяца, посещало более 2 млн чел.

«Глазунов гениальный и мужественный, до конца предан России — стране с безграничной готовностью к вере и страданию.

Своим творчеством он говорит о Боге в душе, об освобождении на кресте, о победе правды в царстве демонов и о непобедимой свободе в застенках» — этот отзыв о художнике в «Берлинер Моргенпост» (ФРГ) звучит как рефрен в органах мировой прессы. С подобными отзывами зарубежных критиков солидарны многие выдающиеся мастера мировой культуры, государственные и общественные деятели. Испанский скульптор, классик ХХ в. Хуан де Авалос, один из создателей всемирно известного мемориала близ Мадрида, посвященного жертвам гражданской войны в Испании, так отзывался о Глазунове: «Он показывает, каким должен быть художник. Горе и страдания своего народа, исторические проблемы, которые он воплощает в своих картинах, отделяют его от сиюминутности, от политических интриг. Он идет своим путем. Он выделяется среди общества, которое имеет еще не вполне ясные представления о своих устремлениях, как гениальная личность. Его успех объясняется огромным талантом, искренностью, полной отдачей своей жизни искусству».

Но широкое общественное признание Глазунов завоевал не только как выдающийся портретист и живописец. Важнейшим вкладом в современное театрально-декоративное искусство стало оформление им совместно с женой Н. Виноградовой-Бенуа постановок в известнейших театрах — в Большом театре («Сказание о граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), в Берлинской опере («Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского), в Одесском оперном театре («Маскарад» А. Хачатуряна), где художник продолжил традиции отечественного искусства, воскрешая дух знаменитых Русских сезонов в Париже.

 

Князь Игорь.

Многогранный талант Глазунова воплотился в ряде его архитектурных проектов: музея народного искусства в Палехе, оформлении интерьеров зданий Российского посольства в Мадриде, созданной художником Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и зданий Московского Кремля. В созданных художником архитектурных образах проявилось блестящее чувство стиля, глубокое проникновение в традиции русской классической архитектуры.

Широкий резонанс вызывала общественная деятельность Глазунова. В самые тяжелые годы идеологического гнета он стал возбудителем интереса к отечественной истории, выдающимся деятелям России, чьи имена находились под глубоким запретом; он один из немногих утверждал, что у России не «темное проклятое», а великое прошлое, что она никогда не была «тюрьмой народов», не знала глупых и недостойных монархов, что ей должно принадлежать великое будущее. «Я монархист не только потому, что идея монархии — это святая и вечная традиция истории человечества, — говорит И. Глазунов, — но и потому, что все, что я люблю в истории России, связано с идеей монархии. Россия — страна, не знавшая колоний… Царская Россия была самой свободной, самой богатой и самой духовной страной мира. Общеизвестен ее вклад в культуру человечества».

Страстной проповедью патриотизма, важнейшим вкладом в национальное осознание русской истории и культуры стало появление на страницах журнала «Молодая гвардия» книги Глазунова «Дорога к тебе» (1965—66), воспринятая общественностью как гимн историческому бытию России, ее национальному величию. Книга вызвала новую волну травли художника, вследствие чего ее публикация была прекращена под угрозой закрытия журнала.

В 1996 в «Роман-газете» выходит книга Глазунова «Россия распятая», представляющая новый взгляд художника на мировую историю славянства. По его убеждению, «история славянства, как и русского племени, в большинстве своем писалась врагами». Развенчивая норманскую теорию происхождения славян, он обращается ко времени создания древнейших книг арийского мира — «Ригведы» и «Авесты», возвращает в научный обиход многие исторические источники, сознательно преданные забвению.

Его многочисленные публичные выступления и публикации в средствах массовой информации, как в советские, так и в перестроечные и постперестроечные годы, приводили в шок официальные инстанции, а выставки становились общественным потрясением. Еще в н. 60-х он стал одним из организаторов патриотического клуба «Родина», важнейшей задачей которого была пропаганда отечественного культурного и исторического достояния, привлечение как можно большего числа людей к его защите. Это являлось основной темой организуемых клубом вечеров, журнальных и газетных публикаций, ставшей сенсационной выставки «Поэзия земли русской». Стремительно нараставший общественный резонанс от деятельности клуба вызвал у официальных властей серьезную тревогу и, несмотря на причастность к его работе многих крупнейших деятелей культуры, деятельность клуба была прекращена. Позднее, на почве, подготовленной клубом, Глазунов стал одним из главных инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). И лично возглавил многие общественные акции по спасению памятников в разных городах страны, в том числе и всей исторической Москвы, когда по Генеральному плану реконструкции, разработанному в н. 70-х ей предстояло тотальное уничтожение. Но Глазунов был не только защитником отечественного культурного и исторического наследия и достояния. Его многоплановая деятельность в тех условиях, когда памятники отечественной истории повсеместно разрушались, была направлена и на созидание. В знаменитом подмосковном имении Царицыно им был основан Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, который он возглавлял в течение нескольких лет. В Киеве им восстановлена могила великого русского реформатора Столыпина. В н. 60-х он выступил с идеей восстановления Храма Христа Спасителя, ныне возрожденного. В 1987 он основывает Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества, призванную возродить русскую историческую и религиозную картину на базе академической школы. В настоящее время Академия, признанная лучшим в мире художественным заведением, преобразована в Российскую с приданием особого статуса, а Глазунов назначен ее бессрочным ректором. В деятельности Академии с особой мощью раскрылся талант Глазунова на ниве педагогической деятельности, которой он начал заниматься еще в Московском художественном институте им. В. Сурикова, возглавляя в нем в 1970—80 мастерскую портрета. С именем воспитанных им молодых художников связано возникновение нового направления в современном искусстве — русского духовного реализма.

В 1981 Глазунов вместе с талантливым журналистом-международником, представителем второй волны русской эмиграции О. А. Красовским, становится создателем зарубежного независимого русского альманаха «Вече», получившего свое название в память об одноименном самиздатовском предшественнике, выпускавшемся русским патриотом В. Н. Осиповым, отбывающим в то время очередной срок в местах заключения. Задача альманаха — противостоять русофобской третьей волне эмиграции и «стремиться стать центром единения всех здоровых национальных сил как внутри России, так и за ее пределами, русских патриотов на Родине и российских изгнанников всех поколений, вынужденно оказавшихся в Зарубежье». Авторами издающегося в Германии и распространяющегося во многих странах мира альманаха стали известные зарубежные и российские философы, историки, писатели, общественные и политические деятели, публикации которых определили православную направленность, преданность русским национальным идеалам и высокий интеллектуальный уровень издания.

Вся многообразная творческая и общественная деятельность Глазунова как последовательного выразителя русского национального самосознания, подарившего в канун празднования 850-летия Москвы ей все свои работы, получила всенародное признание. Многие выдающиеся представители отечественной культуры и современные политические деятели России с признательностью говорят о решающем влиянии на их формирование творчества и непосредственного воздействия Глазунова. По итогам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в н. 1999, Глазунов получил титул «самый выдающийся художник ХХ века». Свое предназначение человека и художника он определяет так: «Я никогда не принадлежал ни к одной группировке, не был членом партии, стремясь в меру отпущенных сил служить Богу, совести и России, всячески оберегая и сохраняя основы русского национального самосознания, традиции и памятники культуры нашего народа…»

Творческая и общественная деятельность Глазунова отмечена рядом наград — Орденом Сергия Радонежского (1998), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (19876), орденом Вишну (Лаос, 1967), Золотой медалью ЮНЕСКО (1999) орденом св. Михаила (Португалия). Именем Глазунова названа одна из планет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.