Благодарность Президента «Бородино-2012″

Президент РОО «Бородино-2012″ Г.П.Сальников выразил благодарность Владимиру Скрыпнику, Владимиру Вишневскому, Илье Новикову за большую помощь в работе общественной организации.

   Особая признательность высказана в адрес Олега Филатчева за многолетнее участие в крестных ходах по Бульварному кольцу, а также за высокий профессиональный уровень: взятые Олегом интервью для «Портала-credo.ru» не искажены, в них соблюдена нужная тональность ,и полностью отражена точка зрения Г.П.Сальникова.

  «Если в наших рядах такие люди – значит у нас есть будущее», – сказал Президент организации «Бородино-2012″ .

(Пресс-служба «Бородино-2012″, 15.11.2010 г.)

13 ноября 2010 г.прошли молитвенное стояние и сбор подписей за возрождение Страстного монастыря

В субботу 13 ноября 2010 г. у памятника А.С.Пушкину на Пушкинской площади состоялось впервые официально разрешенные московскими властями стояние православных и сбор подписей за восстановление Страстного монастыря на Пушкинской площади. В стоянии помимо РОО «Бородино-2012″ также приняли участие: глава Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств РПЦ МП Леонид Симонович-Никшич, сотрудник Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и Общества РПЦ МП Максим Марков, лидер Молодежного православно-патриотического движения «Светлая Русь», ответственный за молодежную работу Покровского благочиния Москвы Игорь Мангушев.

  Ранее Общественной организацией «Бородино-2012″ было собрано более 50000 подписей в поддержку возрождения древней обители.

  Это историческое место столицы, где расстилаются ковровые дорожки для красавиц всего мира во время проведения кинофестивалей , где проводятся митинги различных политических партий, хранит в себе фундаменты древнего Страстного монастыря, слои древних Белого города и Земляного города.

   В последнее время вновь активизировалась турецкая фирма «ТДЦ на Тверской», вскормленная бывшим мэром г.Москвы Ю.М.Лужковым, которая намеревается воплотить в жизнь свой проект строительства подземного торгово-развлекательного комплекса под Новопушкинским сквером.

   Напомним, что Общественной организацией «Бородино-2012″ совместно с группой архитекторов Комиссии «Старая Москва» разработан проект по восстановлению естественного облика Пушкинской(бывшей Страстной) площади с восстановлением монастырской колокольни и переносом памятника Пушкину на прежнее место.

   Общественная организация «Бородино-2012″ с надеждой смотрит в будущее. Радуют первые шаги С.С.Собянина по расчистке города от убогих торговых палаток.

  Надеемся, что обретение в недавнее время надвратных икон – Спасителя на Спасской и свт.Николая Чудотворца на Никольской башнях Московского Кремля – является началом духовного возрождения столицы и «началом славных дел» нового московского мэра. 

(Пресс-служба РОО «Бородино-2012″ ,13.11.2010 г. использованы фото http://blogs.mail.ru/list/novikovil/?from=otvet_privat)

Московский женский монастырь во имя Страстной иконы Божией Матери

История

Монастырь был построен в 1654 году царем Алексеем Михайловичем во имя Страстной иконы Божией Матери, от которой он и получил своё название, у стоявшего с 1646 года храма Страстной Богоматери, куда эта икона была перенесена по повелению царя Михаила Феодоровича из нижнегородского имения князя Лыкова – села Палицы.

13 августа 1641 года её торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она ещё называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел «возградить церковь камену», во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной «девичий» монастырь.

В 1778 году обитель сгорела и в 1779 году по повелению Екатерины II была возобновлена.

В 1812 году при нашествии французов игуменья Страстного монастыря Тавифа с сёстрами оставалась в монастыре, 3 сентября неприятели ворвались в соборную церковь и ограбили её. У св. ворот расстреляли 10 человек, тела их висели трое суток. 4 сентября ворвались в обе церкви и все в них ограбили. Нижнюю церковь обратили в магазин, в келиях поселились гвардейцы. Игуменье позволили жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в неё не пускали. Через несколько дней прислали парчовые ризы и прочее нужное для службы, дозволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.

К 1907 году в монастыре были следующие святыни: “В соборе: чудотворная Страстная икона Божией Матери и две иконы, писанные на стенах, Боголюбской Богоматери и Иоанна Воина. Иконы эти во время пожара, бывшего в 1778 году, остались невредимы от огня, тогда как весь собор выгорел. Налево, в галерее, в часовне хранился местночтимый крест с изваянием в натуральную величину Распятого на нем Христа.

У южных входных дверей храма находится глава святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в серебряной вызолоченной гробнице (принесена в дар кн. Ел. Дим. Цициановой в 1841 году).

Монастырь владел до революции 194 дес. земли и получал из казны 337 руб. 43 коп. При деревне Коськовой Дмитровского уезда имелся хутор, на котором проживало 28 сестёр. В монастыре: игумения, монахинь 55, послушниц 26 (кроме вышеупомянутых 28-ми). Монастырь славился прекрасным хором и замечательными рукоделиями монахинь.

После революции

В начале 1919 года кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом.

30 марта 1919 года Страстной монастырь был упразднён.

В 1922 году его захватили обновленцы, устраивавшие здесь между собой безобразные скандалы.

В июне 1924 года в нем ещё жили 204 монахини — и студенты “Коммунистического университета трудящихся Востока”.

В апреле 1928 года его помещения были переданы Центроархиву. Окончательно монастырь ликвидирован в 1928 году.

В начале 1929 года монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей – ЦАМ.

В начале 1930-х годов, по рассказам, в монастырь была привезена огромная деревянная позлащённая корона, украшавшая до революции церковь Воскресения в Барашах, и сброшена во дворе. Потом она пропала без вести.

В 1931 году площадь из Страстной переименована в Пушкинскую. Страстную икону монастыря удалось перенести при закрытии в поныне действующую церковь Воскресения в Сокольниках; местночтимый крест – в церковь Знамения в Переяславской слободе.

В 1937 году все здания монастыря были снесены и площадь расширили до современных пределов. Здесь в течение многих лет под пролетарские праздники и Новый год устраивались народные гулянья, базары, ёлки, аттракционы. Танцы и веселье продолжались до глубокой ночи.

В 1950 году посреди площади устроен сквер с фонтанами и клумбами и сюда передвинут памятник Пушкина (на место колокольни), стоявший напротив в начале Тверского бульвара.

В 1961 году архитектор Ю. Н. Шевердяев выстроил кинотеатр “Россия” в восточной части бывшей монастырской территории, при этом были сломаны последние небольшие остатки строений обители.

Сразу за кинотеатром стоит поныне дом, с внешней стороны которого проходит Малый Путинковский переулок. Ранее дом принадлежал Страстному монастырю.

21 марта 1990 года монастырю Оптина пустынь передан большой колокол из музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он был отлит 260 лет назад по указу императрицы Анны Иоанновны и принадлежал, по мнению знатоков, Страстному монастырю. Колокол весит 193 пуда и обладает уникальным звучанием.

26 августа 2006 года на Пушкинской площади состоялся молебен о возрождении монастыря. На состоявшемся после крестного хода собрании была создана община Страстного монастыря. Молебен о восстановлении женского Страстного монастыря будет совершаться еженедельно по субботам с 14 до 15-00 возле памятника Пушкину.

Монастырские храмы

К 1917 году в монастыре было 3 храма с 7 престолами.

Собор Страстной иконы Божией Матери

Находился посреди монастырского двора. Построен в 16411646 годах ещё до основания монастыря.

Перестроен к 1692 году. Во вновь выстроенный собор для всех трёх престолов антиминсы выданы в 1692 году. Наверху придел Нила Столобенского, устроенный в 1899 году, в боковой галерее вдовой протоиерея Нила Воронцова, служившего в соборе 46 лет. Внизу придельная церковь Михаила Архангела, освящена в 1690 году. У неё приделы: Николая Чудотворца 1692 года, и на правой стороне в светлой галерее св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, освящённой митрополитом Филаретом в 1844 году. Работа архитектора М. Д. Быковского для Страстного монастыря началась в 1843 году с отделки интерьера придела Анастасии в зимней церкви. Тут же у дверей покоилась её глава в раке.

Собор большой, пятиглавый, с ходовою папертью. Иконостас в нем новейшего устройства. Стены расписаны в 1870 году.

Храм Алексия, человека Божия

Находилась во втором ярусе колокольни.

Колокольня построена архитектором М. Д. Быковским в 18491855 годах на месте старой (1697 года, освящённой в 1707 году). Церковь освящена 24 октября 1855 года. Под нею монастырские ворота. Церковь была в высоком четверике под часами с хорошим ампирным иконостасом и стенописью середины XIX века, с хорами и алтарём, выходящим внутрь монастыря, на собор.

Храм Антония и Феодосия Печерских

Находился при трапезной монастыря.

С 1855 года монахини трапезовали при колоколенной церкви. 10 мая 1898 года была заложена отдельная трапезная у южной стены, выходящей на Страстной бульвар. Средства дала, по завещанию Л. Г. Шишкова, архитектор В. Ф. Жигарлович. При трапезной была небольшая одноглавая церковь, освящённая 4 апреля 1899 года.

Ограда монастыря построена вместе с колокольнею архитектором М. Д. Быковским в 18491855 годах.

Игумении

Священники

Дьяконы

Насельницы

http://drevo-info.ru/articles/3312.html

Страстной монастырь в Москве

Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками, стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром «Россия». Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину.Именно здесь в XVII веке в Москве с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской области – на месте этой исторической встречи и был основан Страстной монастырь. К счастью, сама икона уцелела в революцию и ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках, на левой, северной стене Петропавловского придела. Как известно, в советские годы эта окраинная, отдаленная от центральной Москвы церковь стала приютом многих московских святынь, привозимых сюда из разрушенных храмов и монастырей.
Страстная икона Божией Матери, славящая исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий – «страстей» Христовых – копьями и крестом. Старинная легенда, связанная с этой иконой, повествует, что в старину в селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая была одержима «беснованием»: совершенно помешанная, она бегала от людей, скиталась по лесам и не раз пыталась наложить на себя руки. Однажды, придя ненадолго в себя, она стала проникновенно молиться Божией Матери, прося избавить ее от этого бедствия и дала обет уйти в монастырь в том случае, если она выздоровеет. Получив долгожданное исцеление, Екатерина совсем забыла о данном обете и стала жить обыкновенной, полной суеты, мирской жизнью. И один раз на молитве она вдруг вспомнила о своем обещании. На нее напал такой ужасный страх, что от душевного потрясения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то у дверей ее комнаты тихо читает молитву, а потом дверь открылась, и к ней вошла Пресвятая Богородица в багряном одеянии, вытканном золотыми крестами. Она обратилась к больной: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему».

Екатерина не исполнила повеления Богородицы, опасаясь, что ей никто не поверит и примут за сумасшедшую. Видение повторилось еще дважды, а на третий раз она была сильно наказана за свое малодушие: ее парализовало, рот искривился, голова обратилась в сторону, и женщина впала в полное расслабление. Вскоре она была помилована. Снова во сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери, рассказать ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу для украшения этого образа. «Когда ты помолишься перед этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие», – добавил голос. Екатерина исполнила этот наказ, и, помолившись перед иконой, действительно получила исцеление. С тех пор у образа Божией Матери начали совершаться многие чудеса и исцеления.

Местный землевладелец, боярин Лыков, прослышав об этой иконе, перевел ее в церковь своей вотчины в Палицах. История чудотворного образа на этом только началась, а вместе с ним – и новая страница в летописи московской истории. Страстную икону решили перенести в Москву – и 26 (13) августа 1641 года ее торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она еще называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел «возградить церковь камену», во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной «девичий» монастырь. Он и дал дореволюционное название площади Тверских ворот, – Страстная, а потом и местного бульвара. Свое старомосковское имя Страстная площадь носила до 1932 года.

История и судьба Страстного монастыря оказалась тесно связана с Тверской улицей, на которой он был основан – даже после революции их постигла единая участь. Эта улица появилась еще в XIV веке на пути из Москвы в Тверь: «Город Тверь – в Москву дверь». А в памятном для нее XVII веке Тверская стала главной улицей Москвы, отчего и называлась Царской – по этой улице совершались парадные выезды царя, а экипажи иностранных послов и гостей неслись по ней в Кремль. Через сто лет она стала началом дороги в новую российскую столицу – Санкт-Петербург.

Здесь, на Тверской, начиналось все самое новое и лучшее в Москве. И если в ранние петровские времена с ней явно соперничала Немецкая слобода, то потом конкурентов Тверской более не осталось. На этой улице были опробованы почти все виды дореволюционного городского транспорта – отсюда уходили в свой первый путь и дилижансы, и конка, и московский трамвай. И огни первых в Москве электрических фонарей засверкали именно на Тверской. Здесь же, напротив Страстного монастыря, в XVIII столетии был устроен первый московский бульвар – Тверской, а в XIX веке за монастырем появился один из самых молодых и самый широкий бульвар Москвы, получивший имя Страстной.

В середине 1770-х годов обитель сгорела в пожаре – выгорело все, кроме написанных на стенах Боголюбской иконы и образа св. Иоанна Воина. Императрица Екатерина II приказала восстановить Страстной монастырь.

Бедствие в обитель пришло в 1812 году – наполеоновские полчища расположились здесь «на постой». (По какой-то горькой иронии судьбы в соседней с монастырем усадьбе Голицыных разместился штаб главного интенданта наполеоновской армии, где среди интендантских офицеров находился молодой Анри Бейль – будущий писатель Стендаль.) Интервенты разворовали и осквернили монастырь – не только святотатством, но и расстрелами, казнями, допросами сопротивлявшихся москвичей, а один храм и вовсе был обращен в магазин. Монастырь закрыли и заперли, хотя, по историческим свидетельствам, захватчики раз позволили монахиням совершить службу и дали им все необходимое для богослужения.

И в октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении от нашествия иноплеменных. Молебен, на котором присутствовал казацкий генерал Иловайский, отслужил настоятель сгоревшей университетской церкви о.Иона. Эта достоверная история подтверждает московское предание о том, что именно с колокольни Страстного монастыря в Москве раздался первый звон после ухода неприятеля.

И после пожара 1812 года монастырь был роскошно отстроен заново. Достойный ученик Д.Жилярди, русский архитектор М.Д.Быковский построил замечательную надвратную колокольню с шатром и с часами – тогда это было новшеством. Церковь в ней освятили во имя св. Алексия Человека Божия, по именинам основателя Страстного монастыря, царя Алексея Михайловича, а иконы нового храма написал художник В.В.Пукирев – достаточно вспомнить его «Неравный брак».

Монастырь славился в старой Москве своим прекрасным хором и рукоделием монахинь. До революции на площади перед ним происходили летом народные гуляния– в августовский престольный праздник и в шестое воскресение после Пасхи, когда Страстная икона праздновалась еще раз.

Страстной монастырь оказался связанным и с именем Пушкина.

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы,

Мелькают мимо будки, бабы

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах…

Этих галок, судя по тексту, Пушкин заметил именно на колокольне Страстного монастыря. Львы же, разумеется, с усадьбы Хераскова-Разумовского, построенной Жилярди почти напротив монастыря – «будто окаменевшие вельможи, переваривающие лукулловский обед», – писал о них потом Гиляровский. И после смерти поэта, по преданию, на Тверской произошло знаменательное событие. В 1880 году напротив Страстного монастыря в начале Тверского бульвара поставили памятник Пушкину работы А.Опекушина, сооруженный на народные деньги. И существует легенда, что когда на Страстную площадь везли пьедестал для этого памятника, при повороте на Тверскую им встретилась бедная похоронная процессия с гробом Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И будто бы лошади, тащившие пьедестал, почтительно остановились, уступая дорогу возлюбленной поэта. Анна Керн была захоронена близ города Торжка в Тверской области, на погосте села Митино – на ее могиле стоит большой надгробный камень, на котором высечены пушкинские строфы.

А в 1950 году памятник Пушкину перенесли на другую сторону площади, развернули на 180 градусов и поставили на то место, где прежде стояла колокольня Страстного монастыря.

После революции старинный московский монастырь постигла печальная участь. Вначале он был осквернен пролетарствующими художниками, которые расписали его стены кощунствами, потом, в марте 1919 года, «упразднен», и его помещения занял Военный Комиссариат. Одно время общежитие студентов «Коммунистического университета трудящихся Востока» сосуществовало там с последними монахинями, еще ютившихся в своих кельях, затем обитель передали Центральному Архиву. А 1928 году ее окончательно ликвидировали, и с 1929 года в стенах бывшего монастыря открылся Центральный Антирелигиозный Музей – преобразование в духе советской власти. В этот музей была привезена легендарная корона с Воскресенской церкви в Барашах (см. нашу публикацию от 26 сентября прошлого года) – там ее след уже обрывается. Страстную же площадь переименовали в Пушкинскую. А монастырь был полностью снесен в 1937 году – для чего, неизвестно, кроме как «в целях антирелигиозной пропаганды».

И только одна традиция народных гуляний по-прежнему осталась в советские годы на центральной площади главной московской улицы и тоже дважды в год: 7 ноября и 1 мая здесь вечерами собирались москвичи и прогуливались по центральной магистрали, где на диво горожанам перекрывали автомобильное движение. Многим памятна праздничная иллюминация Тверской и Центрального телеграфа.

И еще одна исчезнувшая местная московская достопримечательность. Совсем рядом с монастырем, на месте корпуса газеты «Известия» раньше стоял знаменитый «дом Фамусова», принадлежавший М.И.Римской-Корсаковой. Здесь не раз бывал и Пушкин, но больше в памяти Москвы этот дом остался причастным к Грибоедову. Младший сын хозяйки, Сергей Александрович, был женат на двоюродной сестре писателя, Софье Алексеевне – она стала прототипом Софьи в комедии «Горе от ума». Писатель часто бывал в этом доме. По легенде, однажды на балу у Корсаковой он стал нападать на пристрастие москвичей ко всему французскому – точь-точь из будущего монолога Чацкого: «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». Все решили, что Грибоедов сошел с ума, и после этого многие ездили к нему справиться о его здоровье. «Я же им докажу, что я не сошел с ума!» – не выдержал Грибоедов и написал в ответ «Горе от ума».

Дом тоже снесли – не пощадили ни старины, ни памяти о Грибоедове. Весь этот снос был определен чудовищным Генеральным планом социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Тверская потеряла и красивейший монастырь – частицу своей истории, и свое иконное старомосковское лицо, и даже свое имя, названная в честь Горького еще при жизни пролетарского «буревестника». Из всех утрат вернуть последнее оказалось самым простым – но единственным.

И ныне о Страстном монастыре и славной московской старине главной улицы столицы напоминает лишь имя Страстного бульвара.

Елена Лебедева  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/030826121814.htm

Аида Мелихова(Комиссия "Старая Москва"): "Крестные ходы по Бульварному кольцу, духовно объединяющие жителей Москвы, станут узаконенным мероприятием 4 ноября – в каждый календарный День народного единства и «Казанской» Божией Матери, заступницы Москвы"

В память об исторических крестных ходах, 4 ноября 2010 года, в День народного единства и «Казанской» иконы Божией Матери, в Москве состоялся крестный ход по Бульварному кольцу с молитвенным обращением к Пресвятой Богородице:
-Спасти и сохранить историческое наследие Москвы.
-Сделать благоприятной среду обитания для жителей города.
-Вернуть пешеходам и общественному транспорту дороги в городе.
-Сохранить Бульварное кольцо зеленым и пешеходным.
-Восстановить Страстной монастырь – древнюю святыню Москвы и другие
разрушенные святыни на исторических местах, свободных от новой застройки.
В крестном ходе участвовало несколько сотен человек, путь которых начинался от Пушкинской площади в сторону Тверского бульвара, далее по бульварам, Патриаршему мосту, набережным по другую сторону Москва – реки, Большому Устьинскому мосту и по бульварам до Пушкинской площади.

В начале Яузского бульвара участники крестного хода были встречены колокольным звоном храма Троицы Живоначальной в Серебренниках и гостеприимно приняты его настоятелем о. Георгием.
Состоявшийся в 2010 году крестный ход по Бульварному кольцу был 4-ым, проведенным москвичами под руководством РОО «Бородино-2012».
Первый крестный ход 4 ноября 2007 года, в котором участвовало около 700 человек, прошел в спокойной обстановке, в сопровождении стражей правопорядка, открывавших светофоры на его пути.
Однако, городская власть еще не была готова к столь массовому проявлению интереса москвичей к своей истории и готовности защищать историко- культурное наследие Москвы от массового инвестиционного строительства на исторических местах памятных объектов и территорий. Поэтому собравшимся на Тверском бульваре 4 ноября 2008 года нескольким сотен людей для прохождения крестным ходом по Бульварному кольцу стражи правопорядка настоятельно предложили разойтись.
Но крестный ход состоялся теперь уже в виде разрозненных групп мирян.
Из уважения к городской власти и нежелания доставлять беспокойство стражам правопорядка, москвичи прошли крестный ход 4 ноября 2009 года также разрозненными группами, повторив маршрут по Бульварному кольцу прежних лет. Пройдя Патриарший мост, крестный ход был продолжен в объединенном составе и завершился на Пушкинской площади, «замковом камне» на Бульварном кольце.
Крестный ход 4 ноября 2010 года, как и первый, совершился при большом стечении народа и также в спокойной обстановке, но при полном невмешательстве стражей правопорядка. Участники хода спокойно, подчиняясь очередному знаку светофоров, проходили людные площади, не нарушая спокойствие в городе.
Остается надеяться на поддержку Патриархии и Правительства Москвы инициативы жителей о возрождении исторических крестных ходов вокруг стен Белого города, на месте которых было проложено и обустроено Бульварное кольцо.
Крестные ходы по Бульварному кольцу, духовно объединяющие жителей Москвы, станут узаконенным мероприятием 4 ноября – в каждый календарный День народного единства и «Казанской» Божией Матери, заступницы Москвы.

   
 
 
 
    

РОО "Бородино-2012" издан Акафист иконе Божией Матери "Страстная"

РОО “Бородино-2012” совместно с храмом Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (а также попечением р.Б.Олега) тиражом 2000 экземпляров издан Акафист иконе Божией Матери “Страстная”. Работа над изданием Акафиста велась в течение двух лет при непосредственном участии о.Алексия Гомонова.

Сегодня в Переделкино р.Б.Николай(Шарапов), солист Академического хора им.Свешникова, передал Акафист лично схиархимандриту Илию с письмом, в котором выражается глубокая признательность за многолетнюю молитвенную поддержку наших молитвенных стояний и крестных ходов  и благословение всех планов “Бородино-2012″(начиная с 1982 г.).

4 ноября 2010 г. – праздник Казанской иконы Божией Матери

   4 ноября 2010 г. , в праздник Казанской иконы Божией Матери, президент РОО “Бородино-2012” Г.П.Сальников присутствовал на освящении Патриархом Кириллом отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля.

    Затем в Манеже на открытии выставки-форума “Православная Русь” Г.П.Сальников имел краткие беседы с председателем Отдела по издательской деятельности и связям со СМИ Московской епархии протоиереем Николаем Погребняком, председателем Союза писателей России Валерием Ганичевым, директором и художественным руководителем театра “Глас”  Татьяной Белевич и Никитой Астаховым.

    В 14 часов от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках на М.Дмитровке начался четырехчасовой крестный ход по Бульварному кольцу, в котором приняло участие около 500 человек. Крестный ход благословили протоиерей Иоанн Прускалев(Никольский храм в Монино), протоиерей Георгий Докукин(храм Троицы в Серебрениках), протоиерей Алексий Гомонов(храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках). Все дела Общественной организации “Бородино-2012” благословил схиархимандрит Илий.

   Фотоотчет о крестном ходе – http://borodino2012-2045.com/?p=358

Фотоотчет о крестном ходе 4 ноября 2010 г.

Поем тропарь Казанской иконе Божией Матери у храма Рождества Богородицы на М.ДмитровкеНапутственное слово Президента РОО “Бородино-2012”

Место сбора – угол М.Дмитровки и Б.Путинковского пер. На Тверском бульваре

Проходим Арбат

Соблюдаем правила дорожного движения

Прошли Суворовский бульвар

У памятника Гоголю

 

На Гоголевском бульваре

Поднимаемся на Патриарший мост

У храма Христа Спасителя

На Патриаршем мосту

На Софийской набережной

Г.П.Сальников

Краткая остановка

“Богородице Дево, радуйся…”

Идем с молитвой по Раушской набережной

Нас встречают с иконой Казанской Божией МатериВстреча участников крестного хода в храме Троицы в Серебрениках

Поем величание Пресвятой Богородице в храме Троицы в Серебрениках

 

 

                                                                                         Проходим Страстной бульвар

Краткий молебен по окончании крестного ходаБлагодарственное слово Г.П.Сальникова по окончании крестного хода

Благодарственное слово Г.П.Сальникова по окончании крестного хода

Геннадий Сальников: "Будущее хора имени Свешникова вижу в радужном свете".

Геннадий Павлович Сальников – вице-президент общественной организации «Бородино–2012» и председатель Попечительского совета московского Страстного монастыря. Многие люди в Москве и России знают Сальникова как крупного общественного деятеля, многое сделавшего для воссоздания исконных духовных ценностей нашей Родины. Но Геннадий Павлович ещё и многоопытный музыкант, певцом с огромным стажем сольной и хоровой деятельности. Значительная часть его творческого пути связана с Государственным академическим русским хором. Мы попросили нашего собеседника рассказать об этой странице артистической биографии.

– Мой путь артиста начался в 1970 году, в июле месяце, когда я пришёл в Госхор Свешникова, и Александр Васильевич, прослушав меня, принял. Такое начало до сих пор считаю несказанной милостью Божией.

 С годами работы под руководством Свешникова связаны светлейшие воспоминания. Александр Васильевич был удивительно могуч, имел необыкновенную власть и как человек, и как музыкант. С этой властью мне довелось столкнуться, когда я испытывал проблемы с жильём; один его звонок в райисполком мгновенно решил ситуацию – я получил однокомнатную квартиру. Ореол таинственности, ореол беспримерного почитания витал вокруг Александра Васильевича постоянно. Пришёл Александр Васильевич – и хор как бы замер. Свешникова встречают хормейстеры; то был целый ритуал. Александр Васильевич начал репетицию – необыкновенное внимание. Александр Васильевич закончил репетицию – благоговение. Он был необыкновенно работоспособен, совмещая Госхор и ректорство в Консерватории. Александр Васильевич, в возрасте «за семьдесят лет», идя по лестнице, перешагивал через несколько ступенек!

 Свешников обладал необычайным воздействием на людей. Никогда не кричал, никогда не повышал голос; просто смотрел своим, казалось, всепроникающим взглядом  (вот сейчас Борис Григорьевич Тевлин иногда так глядит) – и внимание певцов собиралось без каких – либо дополнительных «эффектов». Свешников был скуп на жест, но когда было надо, просто поднимал руку – и хор отвечал громадным эмоциональным всплеском.

Вспоминаю исторические концерты в 1970 году в Ленинграде, когда в городе невозможно было достать билеты, примерно семь или восемь выступлений. Памятна и первая поездка с хором за рубеж в том же году: Чехословакия, Венгрия, Германия. Я устроился на работу 17 июля, и Мастер мне сказал: «Выучишь программу – возьму тебя за границу». Я весь отпуск учил три гастрольных программы. В сентябре вышли на сдачу партий. У нас в те годы был заведён дневник на каждого, в дневнике стояли отметки. Я не знал, какие оценки у меня были, но Свешников дал указание: « Оформляйте его в поездку». И вот все улетели, а на меня документы не были готовы. Вдруг через неделю, когда коллектив уже начал выступать, документы дооформили, и я один вылетел в Чехословакию. Невероятно, но факт.

Я очень признателен Александру Васильевичу за необычайное внимание к каждому певцу.  И вот сейчас, когда пришёл Борис Григорьевич, я как будто вижу Александра Васильевича. Это власть, это чёткое представление о конечной цели каждого своего действия, это безграничное уважение к тому, что написано композиторами, это предоставление каждому артисту свободы творить в пределах дирижёрской интерпретации, это безупречный художественный вкус. Перед нами человек духовно богатый и готовый поделиться своим богатством со слушателями, могущий свободно говорить с любым государственным или общественным деятелем, умеющий разрядить любую обстановку остроумным замечанием; маэстро Тевлин несёт в себе духовное начало, которое позволяет артисту хора начать уважать его ещё до того, как он заговорит.

Немного личных впечатлений: поднимаешься перед репетицией по лестнице нашего прекрасного здания, проходишь мимо кабинета художественного руководителя, смотришь – сменная обувь уже стоит, чуть приоткрыта дверь: пришёл Борис Григорьевич. Но к нему ты не пойдёшь – не пойдёшь с пустяками, а с серьёзным вопросом он примет и обязательно вникнет в проблему. Это состояние устойчивости, равномерности передаётся коллективу. Рождается уверенность в своих силах.  Хор перестаёт понижать, начинает петь полным звуковым объёмом, на дыхании.

Обратите внимание, мы спели кантату Чайковского «Москва» с подлинным текстом Майкова – это говорит о многом. Близится 2012 год с четырьмя датами: 200 лет Бородинской битве, 400 лет подвигу Минина и Пожарского, 100 лет Пушкинскому музею, 300 лет Тульскому оружейному заводу. Востребованность искусства в этом году будет огромной, и Госхор, конечно, займёт там достойное место.

– Как Вам кажется, почувствовали ли певцы с приходом нового Художественного руководителя перемены в  репертуарной политике коллектива?

– Перемены огромные. Во-первых, как я уже сказал, необычайный вкус, во-вторых, удивительная эмоциональная чуткость при подборе произведений. Взять хотя бы «Ты забыла деревню» Юрия Евграфова. В великолепно сделанной миниатюре раскрывается вся гигантская трагедия наша –  миллионы гектаров нераспаханных земель, покинутые селения… Трагедия и одновременно глубокая философия. Валерий Кикта – мужественный и в то же время высококультурный человек… Произведения Кирилла Волкова, музыка родниковой чистоты… Отмечу совершенно свежий взгляд Бориса Григорьевича на народные песни, даже, казалось бы, давно всем известные. Отрадно  уважение к обработкам Александра Васильевича Свешникова, отказ от ненужных ретушей в его партитурах. Борис Григорьевич приносит ноты – и есть стопроцентная уверенность, что ничто ни на йоту не будет изменено. Поэтому текст сразу заучивается намертво, а дальше дирижёр выходит и просто творит в этих рамках. Есть надежда, что и крупные формы в исполнении Государственного хора также зазвучат в соответствии с духом времени.

У Бориса Григорьевича есть и преданные помощники, ныне работающие с нами – Александр Соловьёв и Евгений Волков, по которым видно, какая дирижёрская школа создана замечательным мастером, учащим самостоятельно мыслить в русле его указаний и предначертаний.

Борис Григорьевич Тевлин – философ музыки, подлинный новатор. Работая под его руководством над физическими упражнениями в начале репетиций, я с удовольствием вспоминаю свою вокальную школу; каждый раз поражаясь внезапно открывшейся выносливостью хора. Повторение, повторение, повторение, уже, казалось бы, задача выполнена, и вдруг – опять; это как в спорте: уже, вроде бы, ты не можешь, а на самом деле отдышался – и ещё, и ещё упражняешься. А потом, конечно, немудрено в абсолютно любой обстановке выйти и сделать невероятное, даже без распевки. Вот такого новшества я за тридцать с лишним лет работы нигде не встречал.

– На Ваш взгляд, произошли ли благоприятные изменения в духовном микроклимате коллектива?

– Я думаю, что Бориса Григорьевича приняли все. Если и есть какое-то недовольство, то исключительно материальной стороной. А в принципе певцы интуитивно понимают, что проблема интонации исчерпывает себя, когда человек начинает работать. Вообще, маэстро Тевлин – личность, которую нельзя не уважать. Все восприняли его требования, и многие говорят: «Жаль, что он не пришёл к нам десять лет назад».

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении роли Государственного хора имени Свешникова в праздновании грядущих памятных дат нашей страны, подготовку к которому осуществляет Ваша общественная организация.

– Я думаю, что нам надо теснейшим образом сотрудничать со Всемирным русским собором, т.е. конкретно с В.В.Аверьяновым, с И.Бражниковым,  О.Ю.Кассиным, В.Н.Ганичевым, с Высокопреосвященнейшими митрополитами Кириллом и Климентом – там есть всё для того, чтобы в 2012 году достойно отметить юбилеи, о которых я упоминал. В рамках празднований мы планируем провести огромный хоровой форум, даже, может быть, не через четыре года, а гораздо раньше. Кроме того, на следующий Русский собор планируется приглашение Госхора и Бориса Григорьевича как музыканта, который бы смог организовать большое, крупное выступление перед делегатами – а это пять тысяч человек, в числе которых представители русской диаспоры, рассеянной по всему миру.

Отмечу тот факт, что на уровне правительства уже поднят вопрос о создании государственного комитета по празднованию юбилейного года, куда будут привлечены такие деятели, как Владимир Якунин, Сергей Чемезов, Валерий Ганичев, Илья Глазунов и другие. Бесспорно, 2012 год явится апофеозным для России и для всей международной общественности. И, конечно, Госхор будет не просто участником – он явится силой, объединяющей самые лучшие творческие коллективы. Надеемся, что Борис Григорьевич будет показывать мастер-классы, демонстрировать не только российским, но и зарубежным коллегам мудрую простоту своей творческой системы – а ведь, по словам преп. Амвросия Оптинского, « где просто – там Ангелов со сто». Иностранцам здесь есть много чему поучиться.

Ещё раз повторю: Борис Григорьевич – это явление, и, видимо, явление, предопределённое Промыслом Божиим, достойнейший преемник великого Свешникова. Сказать по чести, не могу сравнить маэстро Тевлина ни с кем из хормейстеров, с кем довелось работать после кончины Александра Васильевича.  Вижу будущее хора в радужном свете, перспективы очень большие; главное, дай Бог здоровья всем нам, а особенно нашему Художественному руководителю, чтобы  получился коллектив на «крепких ногах», способный и на длительные поездки, и на большие сольные выступления.

– Что бы Вы, как певец и общественный деятель, могли сказать слушателям, которые соберутся посетить первый сольный концерт государственного хора в Москве 26 декабря?

– Я с радостью увижу на этом концерте много знакомых лиц, это будет не «праздник пыли», как в стихотворении Иосифа Бродского, а праздник искусства, праздник наших идей нашей веры и упования, торжественный день возрождения певческой славы родины – а значит, и праздник всей России.

  Беседу вёл Евгений Волков

 http://www.hrono.info/text/2008/salni0808.html

Фрагмент телепередачи о возрождении Страстного монастыря

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 09.06.07)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». Сорок сороков – мало кто помнит смысл этого устойчивого выражения. Издавна так на Руси называли Москву – по количеству благочиний, которые объединяли почти тысячу московских храмов. Но были времена, когда во всей Москве было не больше десятка церквей. Тогда, в далеком XII-м веке, на окраине молодого города появился и первый монастырь – Данилов. Сейчас трудно вообразить, какова была жизнь средневековой обители. И недавние находки столичных археологов могут помочь нам представить Москву 700 – 800 лет назад. Наш гость сегодня – археолог, автор книги «Христианские древности», профессор Леонид Беляев. Археологические тайны могут скрываться в самых неожиданных местах. В самом центре Москвы, рядом с памятником Пушкину, где гремит музыка и находятся развлекательные центры и рестораны, под ногами у гуляющей публики находится фундамент древнего Страстного монастыря. И есть люди, которые уверены, что он будет возрожден.

     
  Страстной монастырь  
 
Страстной монастырь
 
 

Сюжет: Возрождение Страстного монастыря

Девять месяцев назад сюда, на ступени кинотеатра «Пушкинский», в первый раз пришли люди с иконами. С тех пор каждую субботу, в одно и то же время – в два часа дня, они поют акафист Страстной иконе Божией Матери, покровительнице монастыря, который когда-то был на месте Пушкинской площади.

Геннадий Сальников, вице-президент общества «Бородино-2012»: – Вот здесь, где мы молимся, находились престолы – св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, Архангела Михаила, Николая Угодника, Нила Столобенского.

Свое имя Страстной монастырь получил в честь иконы Божией Матери, на которой она изображена с ангелами. Один из них держит крест, а другой копье – орудия Страстей Господних.

После революции группа художников-богоборцев расписала его стены кощунствами. А в марте 1919 года монастырь занял Военный комиссариат. Но ещё оставалось два действующих храма, а в кельях продолжали жить монахини.

Монахиня Адриана (Малышева), прихожанка Страстного монастыря в 1926-29 годах: – Когда я впервые попала в Страстной монастырь, погрузилась вдруг в такую тишину! Народу там было не так много, и все вокруг – такое необыкновенно красивое! Мое внутреннее состояние было похоже на внутреннее высокое ликование. Наверное, такое же, как когда душа попадает в рай!

Разрушали монастырь в 1935 году. Сначала взорвали колокольню, потом снесли стены храмов. Но их фундаменты сохранились. Они и сегодня находятся под сквером. И каждую субботу крестный ход обходит эту незримую границу Страстного монастыря. Люди надеются остановить строительство подземного торгового центра на Пушкинской площади. Ведь при этом будет уничтожено все, что осталось от монастыря, и будет окончательно погребена надежда на его возрождение.

Валерий Богачев, прихожанин храма Успения в Путинках: – У нас Церковь отделена от государства, но это не значит, что государство, которое везде говорит о том, что оно ориентируется на православные ценности, может допускать такие вещи – ни в коем случае! Если правительство думает, мы думать не будем: мы не позволим этому состояться!

Артемий Газарян, участник крестного хода: – Удастся ли воссоздать монастырь, на то воля Господа. Может быть нам не дано такой роскоши. Но засвидетельствовать свое отношение к этому, подать надежду всем людям, которые ждут этого, мы должны.

     
  Страстной монастырь в Москве  
 
Страстной монастырь в Москве
 
 

Скрытый под землей фундамент монастыря кроме духовной ценности имеет и историческую – здесь проходила знаменитая белая стена города, а первый храм был построен в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича Романова – Алексия, человека Божиего. По мнению археологов, земля под Пушкинским сквером скрывает немало тайн допетровского времени.

Страстному монастырю – быть!

Молитвенное стояние, крестный ход и митинг за восстановление Страстного монастыря прошли в Москве

В субботу, 14 июля 2007 года, в Москве прошел Крестный ход и молитвенное стояние за восстановление Страстного монастыря на Пушкинской (бывшей Страстной) площади.

После молебна, который отслужил настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках отец Алексий Гомонов, православные москвичи вместе со священником обошли Крестным ходом территорию, на которой до 30-х годов XX века располагались храмы, колокольня, и другие постройки женского Страстного монастыря. Крестный ход завершился в Новопушкинском сквере, где сразу же начался митинг в поддержку восстановления Страстного монастыря.

Перед собравшимися православными москвичами, среди которых были и жители близлежащих домов, выступили представители различных общественных объединений и православно-патриотических организаций, среди которых были Региональная общественная организация “Бородино-2012”, Комиссия “Старая Москва”, Общественное движение москвичей “Пушкинская площадь”, Фонд “Возрождение Страстного монастыря”, Движение “Народный Собор”, Союз Православных Хоругвеносцев (СПХ), Союз Православных Братств (СПБ), Союз Православных граждан (СПГ) и другие.

На мероприятии выступили русский писатель, секретарь Союза писателей России Владимир Крупин и певец (бас), заслуженный артист России Вячеслав Кобзев, исполнивший песню-молитву “Сохрани, Господь, и спаси”. Выступающие говорили о недопустимости начала подземного строительства на монашеских костях, об опасности провалов, подмывов и обрушений несущих стен расположенных вокруг Пушкинской площади домов.

Недавнее заявление московского градоначальника Юрия Лужкова о запрете ранее планировавшегося строительства подземного торгового центра на Пушкинской площади было прокомментировано как лишь частичная победа, так как при этом Лужков категорически отверг идею восстановления Страстного монастыря и по-прежнему настаивает на строительстве новой дорожной развязки с подземными тоннелями и гаражами на 800 машин под площадью.

Заместитель главы СПХ Игорь Мирошниченко — потребовал ввести запрет на всякое новое строительство в историческом центре Москвы, провести тщательное расследование и завести уголовные дела против руководства строительных организаций и чиновников — нарушителей градостроительных и природоохранных законов, а в перспективе — полностью восстановить исторический облик Москвы, златые купола всех церквей которой можно было когда-то созерцать с Воробьевых гор.

Координатор Движения “Народный Собор”, президент “Бородино-2012” Олег Кассин призвал собравшихся вспомнить и вдохновиться на примере многолетней борьбы православных москвичей за восстановление Храма Христа Спасителя, которая неожиданно привела их к полной победе.

Координатор движения “Народный собор” Владимир Хомяков рассказал о многочисленных нарушениях, допущенных авторами строительства подземного торгового центра и паркинга.

Известный столичный архитектор Аида Мелихова рассказала о разработанном ею проекте постепенного восстановления Страстного монастыря, при котором не должны пострадать зеленые насаждения Пушкинского сквера и при этом не будет затронуто здание кинотеатра “Россия”.

В заключение митинга один из главных организаторов мероприятия — вице-президент РОО “Бородино-2012” и Председатель Общественного совета “Восстановление Страстного монастыря на Пушкинской площади в Москве” Геннадий Сальников поблагодарил всех пришедших поддержать замысел восстановления Страстного монастыря и напомнил, что в начале августа исполняется ровно год, как началась эта борьба. И вот уже есть зримые результаты: идею восстановления монастыря открыто поддержал Всемирный Русский Народный Собор, собрано и передано московским властям несколько десятков тысяч подписей москвичей в поддержку проекта, под общественным давлением мэр Москвы частично отступил и отказался от строительства под землей торгового центра.

После оглашения резолюции митинга настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках отец Алексий Гомонов окончил мероприятие завершающей молитвой “Достойно есть”. По итогам митинга была принята резолюция.

В лучших традициях народного творчества!

“ЗАПЕВАЙ, ЗЕМЛЯКИ!”

28 августа группа “БЕЛЫЙ ДЕНЬ” и очаровательная солиста Лена Василёк поздравляли с праздником Успения Пресвятой Богородицы посёлки “Горки-10” и “Успенское”. По традиции на Успение отмечаются Дни этих сёл. В “Горках-10” выступление группы прошло на центральной площади. Под проливным дождём собрались десятки жителей посёлка. А в селе “Успенское” группа “Белый День” зажигала в местном Доме Культуре. В едином порыве с всенароднолюбимым коллективом пел и отплясывал и стар и млад. Вместе со зрителями были исполнены уже поистине ставшими народными песни: “Галина”, “Деревенька”, “Куковала кукушка” и песни из кинофильма “Дело было в Пенькове”: “Огней так много золотых” и “От людей на деревне не спрятаться”. Были так же исполнены произведения из последнего альбома “Горько!” и другие не менее известные и любимые в народе песни, которые пишет сама солистка группы Лена Василёк.
И ведь что удивительно: группа “Белый День” практически не появляется на отечественном и телевидении и не регулярно гастролирует, а заводное трио и их песни знают и любят миллионы.
Очередная победа русской песни над всем быстротечным, низкопробным и гламурным, которое льется с телеэкранов, в этот день, в прочем как и всегда, состоялась!!! И хотя по словам солистки группы Лены Василёк 40-минутное выступление не может восполнить большой сольный концерт с антрактом, тем не менее все пришедшие на их выступление в такую прохладную дождливую погоду зарядились положительной энергией на долгое время.
Некоторые представители, работающие в народном жанре, утверждают, что те исполнители, которые поют авторские произведения, и называют их русской песней, на самом деле никакого отношения к русской песни не имеют. Я категорически с ними не согласен!!! Они имеют самое непосредственное отношение! И “Белый День” не исключение. Они работают в лучших традициях народного творчества для сохранения и приумножения нашей богатейшей великой культуры. Все ныне существующие народные песни кем-то писались, творились. У многих таких песен мы знаем имена и фамилии авторов. Так что же плохого, если эти ряды пополняет Лена Василёк и еже с ней? Ничего плохого, я, как зритель и если можно сказать, ценитель русской песни, здесь не наблюдаю.
В конце моих размышлений и отчете о концерте хочется по простому пожелать народной группе “Белый День” помощи Божией на многая и благая лета! Чтобы они и дальше продолжали радовать зрителей и поклонников. А Лене Василёк желаю сотворить таких же прекрасных, душевных, светлых песен ещё не на один альбом!

С глубоким уважением, простой слушатель и очевидец концертов группы “Белый День” Илья Новиков.

Далее можно посмотреть некоторые фотографии с концертов в “Горках -10” и в “Успенском” и для тех кому интересно, узнать о создании группы “Белый День”.

Выступление в “Горках-10”

Концерт в селе “Успенское”

Фотографии с концертов на Успение можно посмотреть в официальной группе “В Контакте” по адресу: http://vkontakte.ru/album-14914822_116052129 (Ссылка на фотоальбом). Для тех кто не зарегистрирован в этой сети, даст Бог фото, а также видео с этих концертов появится на официальном сайте.

А вот что мы можем прочесть там же “В Контакте” в описании к группе:

Группа «Белый день» основана в 1990 году. Все участники – профессионалы, выпускники Академии музыки им. Гнесиных. За годы существования у коллектива сложился свой оригинальный и неповторимый стиль. Долгое время артисты гастролировали, в основном, за рубежом. Коллектив имеет звание Лауреата международных конкурсов и фестивалей в Италии, Германии, Америке, Турции, Китае, Дании, Франции, России. Музыканты были организаторами и участниками международных проектов направления «World Music» в Дании, Франции, Швейцарии и Норвегии.
В России группа «Белый день» стала известна благодаря своей оригинальной программе «Балалайка in Rock». Коллектив исполняет на русских народных инструментах кавер – версии мировой поп и рок – классики («Beatles», «Queen», «Deep Purple», «Metallica», «Boney-M» и др.). «Белый день» принимал участие в концерте гитариста группы «Queen» Брайана Мэя в Лужниках, а также играл на «разогреве» у «Boney-M» и «Машины Времени»
В марте 1999 года вышел в свет первый песенный альбом «Белого дня» под названием «Ай-яй-яй». Яркие, искренние, подкупающие своей сердечностью песни в народном стиле, быстро нашли своего слушателя. Стихи и музыку пишет солистка группы ЛЕНА ВАСИЛЁК. С 1999 – 2009 г.г. коллектив выпустил восемь аудио – альбомов, два фильма – концерта на DVD и один авторский нотный сборник – песенник.
В репертуаре большое количество народных песен, а также более восьмидесяти авторских, их поют в разных городах и сёлах России. Многочисленные концерты группы «Белый день» отличаются особой энергетической подачей и умением расположить к себе любую зрительскую аудиторию.

Главное достоинство группы «Белый день» – их творческий профессионализм. И ещё, пожалуй, самое важное – любовь к России, к русским инструментам, песням и русской душе.

Альтернативные проекты реконструкции Пушкинской площади

 

Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
12.06.2010
Зеленый свет альтернативе
 
 
10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.

Напомним, в марте этого года на рассмотрение ЭКОСа поступила новая редакция проекта реконструкции транспортного узла в районе Пушкинской площади, предусматривающая строительство торгово-развлекательного центра. Поводом для переработки проекта послужила жесткая критика его первого варианта: ЭКОС с гневом отклонил его еще в 2006 году, Общественный совет – в 2007-м, после чего на свет появилось постановление мэра Москвы, в котором указывалось, в частности, на необходимость отказаться от подземной торговли и сосредоточится на главной задаче – транспортном узле. Однако в проект 2010 года торгово-развлекательный комплекс вернулся, и фактически его единственным отличием от предыдущей версии стало отсутствие наземных сооружений. В результате собравшийся в марте ЭКОС вновь отклонил проект как деструктивный по отношению к историко-культурному наследию столицы. В числе основных претензий к новому варианту эксперты назвали пренебрежение к памятникам археологии, изменение рельефа Новопушкинского сквера (памятника садово-паркового искусства), отсутствие возможности сквозного пешеходного движения по площади и, что самое главное, каких-либо качественных улучшений существующей транспортной ситуации.

«Официальный проект до сих пор не имеет статуса утвержденного или хотя бы частично согласованного, но, тем не менее, упорно продвигается Москомархитектурой и НИиПИ Генплана, – заметил председатель ЭКОСа Александр Кудрявцев. – Тогда как никакие альтернативные проекты, при всей критике в адрес разработчиков, до сих пор не рассматривались». Собственно, именно эту ситуацию и попытался исправить ЭКОС. Экспертов, в частности, очень смущает, что реконструкция Пушкинской площади официально позиционируется как часть «Большой Ленинградки» и по-прежнему связывается исключительно с заботой о транспортном благополучии центра Москвы, хотя, как отметил Александр Кудрявцев, у этого начинания с точки зрения любого мало-мальски сведущего специалиста-градостроителя должна быть совсем иная цель – ее бережное сохранение. И оба альтернативных проекта, разработанных обществом «Старая Москва» и архитекторами А.В. Ганешиным и З.В. Харитоновой, убедительно доказывают, что забота об историческом облике площади вовсе не мешает решить ее насущные проблемы. Более того, именно подобный подход можно считать наиболее цивилизованным.

Предложение «Старой Москвы» сосредоточено на детальной проработке исторической основы места, и, в первую очередь, это касается главных сооружений площади – собора и колокольни Страстного монастыря, Тверских ворот, стены Белого города. При этом, по мнению авторов, здесь возможно восстановление морфотипа исторической застройки – например, кварталов Бронной слободы, – поскольку Пушкинская остается одной из немногих площадей, сохранивших старинную планировку улиц и проездов. Александр Кудрявцев, впрочем, на это заметил, что воссоздание собора и колокольни Страстного монастыря – вопрос более чем дискуссионный, но справедливости ради стоит сказать, что в проекте ему уделяется наименьшее внимание – на первом месте для разработчиков стоит задача сохранения ныне существующих памятников. Кроме того, «Старая Москва» предлагает вернуть памятник Пушкину на его историческое место – в начало Тверского бульвара и восстановить память об онегинской Москве начала XIX века.

Второй проект, разработанной А.В. Ганешиным и З.В. Харитоновой, предлагает разумную альтернативу варианту прокладки двух тоннелей вдоль Бульварного кольца – в виде сооружения тоннеля вдоль Тверской улицы. Как пояснила З. Харитонова, главные проблемы транспортного узла на Пушкинской площади вызваны светофорами на Тверской улице и пробкой в районе площади Белорусского вокзала. Именно из-за этого (а не из-за низкой транспортной проходимости бульваров, как считают разработчики официального проекта) поток, движущийся по Бульварному кольцу, еле-еле пересекает площадь. В отклоненном проекте, кстати, эта проблема грозит лишь усугубиться за счет слияния двух транспортных потоков в районе Сытинского переулка. Но главное, сооружение двух тоннелей в их нынешнем виде приводит к утратам объектов археологии. Прохождение тоннеля вдоль Тверской, в свою очередь, позволит, во-первых, раскрыть и демонстрировать находки (например, фундаменты собора), а во-вторых, сохранить нетронутым рельеф Тверского бульвара, памятника садово-паркового искусства. Поможет это решение транспортного узла избежать и неудобных пешеходных связей, сохранить транзитное движение людей по площади, сделать выходы с эскалаторов метро прямо в пешеходные переходы и многое другое. Авторы проекта уверены, что никакая реконструкция не сделает Пушкинскую площадь частью «Большой Ленинградки» с ее заявленной скоростью движения 120 км/ч – прежде всего, из-за наличия светофоров и других преград. При этом улучшать развязку можно и нужно, но тоннель и торгово-развлекательный комплекс, по их мнению, не совместимы.

Оба проекта убедительно доказывают, что к решению градостроительных проблем можно подходить с точки зрения исторического потенциала места, а не вопреки ему. Впрочем, эксперты понимают, что ни город, ни государство сегодня не станут выделять средства на масштабные проекты регенерации исторических зон. Как заметил Александр Кудрявцев, если эти средства и искать, то «в инвестиционной компоненте». При этом инвестиционная составляющая, конечно, не имеет право «грубо наступать» на историческое наследие, поэтому проекты, подобные официальному предложению по реконструкции Пушкинской площади, ЭКОС намерен отклонять раз за разом. Но насколько это реально способно остановить их реализацию?

Фактически, нынешним заседанием Совет исчерпал свои способы воздействия на проект и чиновников, принимающих градостроительные решения. Оба альтернативных предложения теперь будут объединены и направлены в Москомархитектуру, Москомнаследие, Общественную палату РФ и ВООПИиК. ЭКОС, конечно, понимает, что шансы на их реализацию мизерны (тем более что регенерации исторической застройки на площади теперь мешает принятый Генплан, который причисляет ее к территории природного комплекса и потому запрещает на ней любое наземное строительство), но надеется, что авторы реального проекта реконструкции Пушкинской площади учтут подробнейшие материалы, наработанные «Старой Москвой» за несколько лет добровольных исследований и, возможно, это позволит избежать многих невосполнимых утрат.

Автор: Наталья Коряковская
http://agency.archi.ru/news_for_print.html?id=25381

http://militarev.livejournal.com/1240237.html