По материалам публикаций на сайте портала Яндекс-дзен
Здравствуйте дорогие товарищи!
С годами споры вокруг личности Сталина не утихают. Многие стороны его личности тщательно скрывались от «постороннего глаза» не только большевиками, но и демократами, обрушившими на голову народа «гласность», которая на поверку оказалась отнюдь не всеобщей, а весьма избирательной. К числу тем, информация о которых идеологами «гласности» тщательно замалчивалась, искажалась и фильтровалась, относится вопрос о взаимоотношениях между Сталиным и Русской Православной Церковью. Итак, что же мы знаем на сегодняшний день о взаимоотношениях между Сталиным и Православием, между Сталиным и Русской Православной Церковью?
Как известно Иосиф Джугашвили в духовных школах в общей сложности провел без малого одиннадцать лет, разумеется это не могло не наложить отпечаток на всю дальнейшую его жизнь, оказав влияние на формирование характера и особенности мышления. И действительно, как это уже отмечалось исследователями, его труды и речи, легко запоминающиеся и доступные восприятию самого простого человека, были весьма схожи с проповедями, нося неизгладимые следы церковной логики. Способ выражения мыслей, манера его писем напоминала послания известных духовников. Неторопливость движений – поведение священника. К этому следует отнести поразительную манеру выслушивать собеседника, умение вызвать на откровенные признания; вдохнуть, когда нужно, веру и надежду. Многие современники подчеркивали скромность его одежды, бытовую неприхотливость, простоту пищи.
Следует также подчеркнуть, что Сталин никогда не был инициатором гонений на Церковь, хотя он и не уклонялся никогда от общей партийной линии по борьбе с религией (иногда даже и «озвучивая» ее), однако, заметим, выработанной все-таки другими. Как утверждал один из ближайших его друзей и соратников В. М. Молотов, «Сталин не был воинственным безбожником».
12 сентября 1933 года председателю ОГПУ В.Р. Менжинскому была адресована «строго секретная» директива за подписью «секретаря ЦК» И. Сталина. В ней указывалось:
«В период с 1920 до 1930 года в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300… переоборудованы в заводские цехи, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных построек предусматривают снос более чем 500 оставшихся храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны применять меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников древнего русского зодчества».
Перед войной, подбирая библиотеку для дачи, Сталин приписал для сведения исполнителей: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!» Совершенно достоверно известно, например, что Сталин временами любил цитировать Библию. Бывало даже перед ближайшим окружением (разумеется, теми, кто мог это хоть в какой-то мере оценить) гордился тем, что Грузия приняла Православие много раньше, чем Россия.
Бывший руководитель Комитета государственной безопасности Владимир Крючков в конце 90-х годов предал гласности два документа, под которыми стоит подпись Сталина. Первый датирован 33-м годом. В нем содержится приказ прекратить уничтожение храмов, являющихся памятниками архитектуры. В другом документе, подписанном в 1939 году, ЦК постановляет прекратить преследования православных священников и мирян.
И наконец встреча Сталина в качестве председателя Совнаркома СССР с иерархами РПЦ, митрополитами Московским Сергием (Страгородским), Ленинградским Алексием (Симанским) и Киевским Николаем (Ярушевичем); Архиерейский собор, избравший патриарха Московского и всея Руси; образование при СНК СССР Совета по делам Русской православной церкви.
Поздним вечером 4 сентября 1943 г. митрополиты прибыли в Кремль, где были приняты Сталиным в его рабочем кабинете. На встрече присутствовали В.М. Молотов и Карпов. В начале беседы Сталин дал положительную оценку проводимой Церковью патриотической деятельности, после чего предложил иерархам высказаться о насущных проблемах. Митрополиты поставили вопросы, которые следовало разрешить в самые короткие сроки: проведение Архиерейского собора для избрания патриарха; открытие новых церквей и духовных учебных заведений; издание ежемесячного журнала; организация свечных заводов и других производств; предоставление духовенству права быть избранными в исполнительные органы (церковные советы) религиозных обществ; облегчение налогообложения священнослужителей; предоставление приходским обществам права отчислять средства религиозным центрам. Ничто не вызвало возражений со стороны Сталина. Встретила поддержку и просьба митрополита Сергия о выделении помещения для патриарха и Патриархии. Правда, он говорил об игуменском корпусе Новодевичьего монастыря, а Сталин, указывая на его неблагоустроенность, предложил особняк в Чистом переулке, 5, в котором до войны располагался германский посол Шуленбург. Упреждая вопросы, Сталин подчеркнул, что здание (со всем имуществом в нем) советское и не являлось когда-либо собственностью посольства. В ходе беседы всплыли и “неудобные” вопросы: о судьбе иерархов, осужденных в разные годы и находившихся в ссылке, лагерях, тюрьмах; о снятии ограничений в прописке и выборе мест проживания для священнослужителей, отбывших наказание. И здесь Сталин не возражал, обещал разобраться в каждом отдельном случае и поручил Карпову лично заняться этим вопросом.
Встреча затянулась почти до двух часов ночи 5 сентября. Молотов предложил сделать общий снимок участников встречи, на что Сталин промолвил, что уже поздно и лучше в следующий раз. Столь необычная встреча осталась без документального снимка. Митрополитов отвезли на правительственной автомашине в дом, что находился в Бауманском переулке, близ Богоявленского (Елоховского) собора, где жил митрополит Сергий.
Вот несколько документов:
Письмо митрополитов И.В. Сталину
5 сентября 1943 г.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Исторический день свидания нашего с великим для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы почувствовали в каждом слове, в каждом обращении, в каждом предложении сердце, горящее отеческой любовью ко всем своим детям. Русской православной церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.
Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь, – не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого отечества.
От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность.
Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!
Патриарший местоблюститель Сергий,
митрополит Московский и Коломенский
Алексий, [митрополит] Ленинградский
Николай, митрополит Киевский и Галицкий
Постановление СНК СССР N 993 “Об организации Совета по делам Русской православной церкви”
14 сентября 1943 г.
Совет народных комиссаров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организовать при Совете народных комиссаров Союза ССР Совет по делам Русской православной церкви, возложив на него задачу осуществления связи между правительством СССР и патриархом Московским и все Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения правительства СССР.
2. Председателем Совета по делам Русской православной церкви назначить тов. КАРПОВА Георгия Григорьевича.
3. Обязать тов. КАРПОВА в декадный срок представить на утверждение Совнаркома СССР проект “Положения о Совете по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР” и штаты Совета.
Председатель Совета
народных комиссаров Союза ССР И. Сталин
Управляющий делами Совета
народных комиссаров СССР Я. Чадаев
Верил ли Сталин в Бога? Сие доподлинно нам неизвестно,это как говорится, не факт. Зато фактом является то,что товарищ Сталин сделал немало для возрождения РПЦ, причем фактом, документально подтверждённым, что бы не дули нам в уши либералы!