По материалам публикаций на сайте портала Яндекс-дзен
С некоторых пор документальные фильмы я предпочитаю любым художественным. Как правило, они способны вызвать больше эмоций, а часто и по сюжету куда интереснее любых блокбастеров.
“Прощание со Сталиным” – одно из недавних откровений. Украинский режиссер Сергей Лозница собрал в грандиозное полотно события, связанные с похоронами Иосифа Сталина. По силе воздействия эти кадры не имеют себе равных.
Откуда все это?
Собственно, кроме архивных хроник, в фильме ничего нет. Режиссер взял за основу 10 тысяч метров пленки, отснятых по всему СССР с 6 по 19 марта 1953 года. Фиксировалось все: минуты молчания, митинги на заводах в городах и весях, демонстрации, церемония прощания в Колонном зале Дома союзов.
Что происходит в фильме?
События в фильме показаны четко по хронологии. Красный гроб устанавливают в зале. Прибывают иностранные делегаты. Читаются траурные речи, сотни людей утирают глаза. Скорбят в Азербайджане и в Таджикистане, в Москве и Ленинграде, в Львове и Таллине, в Магнитогорске и Фрунзе. Оркестр исполняет “Реквием” Моцарта.
В чем суть?
Тянется бесконечная людская вереница. За 135 минут экранного времени перед зрителями проходят тысячи людей всех возрастов и чинов. От работниц завода имени Кирова в телогрейках до тов. Берии, Маленкова и Хрущева, каждый из которых уже примеряет на себя сталинские регалии.
Вглядеться в эти лица – уже интереснейший опыт. Рабочие и служащие, военные и деятели культуры, укутанные в шали малыши и бабушки в платочках. Вот гражданин взял с собой театральный бинокль, чтобы получше рассмотреть почившего вождя. Вот девушку в толпе среди постных лиц пробивает на ха-ха, и она смущенно отворачивается от камеры.
И в глазах у каждого застыл немой вопрос: что будет дальше? Как жить-то будем теперь? Каким оно будет – завтра без Сталина?