Автор – Ответственный секретарь и член Правления РОО “Бородино-2012” , академик ПАНИ Александр Шуринов
Ну, вот и случилось, братья и сестры! 1 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был открыт XVI Всемирный Русский Народный Собор. Тема “Рубежи истории – рубежи России”.
Пленарное заседание данного собора прошло с большим успехом. Наконец-то, было открыто сказано о современных проблемах патриотического и нравственного воспитания молодёжи и задачах духовного развития всего российского общества, об исторических русских традициях защиты Отечества и православной веры, о роли Русской Православной Церкви в развитии государственности России и защите русской культуры в наиболее сложные периоды 1612 и 1812 годов.
С большой и мудрой речью обратился к собравшимся «сливкам» патриотической общественности Святейший Патриарх Кирилл. Его поддержали несколько десятков выступлений наших ведущих общественных деятелей и политиков. С искренностью и воодушевлением говорилось о духовной выхолощенности и общественной несостоятельности рыночной экономики, которая не соответствует нравственным основам Божественной истины и традиционной конфессиональной культуре народов России, и, главное, православной культуре, которая свойственна 80 процентам населения страны.
Удручает только вопиющий факт – о проблемах хором заговорили те, кто ещё вчера пел дифирамбы рыночникам и участвовал в их экономическом беспределе, торговал Бородинским полем, застраивал Лосиный остров и отказывался поставить даже часовню на месте снесённого в 1937 году Страстного женского монастыря. А сколько они продали несчастным иностранцам русских усадеб, дворцов и парков – уму непостижимо. Сегодня, они поддерживают все заявления Святейшего Патриарха и иже с ним.
Очевидно, в данном случае многое зависит от Президента Путина, который заявил недавно о необходимости …. иметь своё национальное лицо. И все мгновенно заговорили о традициях, о вере, о русской культуре. Интересно заметить, что к изменению курса внутренней политики с приоритетом духовности и нравственности оказались готовы многие чиновники и функционеры при власти. Они, очевидно, понимают, что новое направление можно также использовать в своих политических, конъюнктурных и коммерческих целях. Нельзя умалчивать тот факт, что, даже выделяя гранты на важные патриотические дела и форумы, чиновники норовят 40% выделенной суммы получить наличными и распределить по своим карманам. Именно потому результат в патриотическом воспитании нулевой и руководитель одного из направлений в Общественной палате Российской Федерации Марина Слободская пару лет назад разводила руками: «А где же результат от Вашей работы, господа?». Заявки на гранты не оформляют только ленивые, а результат тот же – нулевой. Дошло до того, что гранты получают ловкачи, которые бесплатно или за копейки принуждают работать действительных бескорыстных патриотов. Некоторые ведут благополучную и прибыльную жизнь в таком псевдопатриотическом движении уже десятилетиями. У них прекрасный имидж, они проводят крупные мероприятия с единственной целью «пошуметь» и «срубить деньгу» со сторонников, а ещё лучше и с противников того или иного патриотического действа. Большие доходы от своей деятельности имеют авантюристы, прикрывающиеся, якобы, потомками героев и дворянских родов. Сии руководители определяют ВИП-персон и осуществляют организацию их приёма, например, в мероприятиях по празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. Самих персон окружают потомками-фуршетниками и дворянами-дипломниками. При этом реального взаимодействия между потомками и соотечественниками не происходит. Все заняты маскарадными акциями и опасные вопросы задавать, просто, некогда.
Впрочем, если мы обратимся к истории, то увидим, что 200 лет назад уже все имели перед глазами наглядный пример использования лозунгов и псевдопатриотических технологий в корыстных целях. Этим выделился, прежде всего, Наполеон, который под революционным лозунгом “Свобода. Равенство. Братство” без малого два десятилетия бесчинствовал и грабил Европу, в 4-5 раз занижал свои военные потери и сеял смуту..
Сегодня есть возможность проверить: так ли серьёзны попытки нашей власти приблизиться к духовности и нравственности, или это очередная компанейщина, которая направлена на то, чтобы сбить накопившийся антиправительственный потенциал в обществе привлечением к себе деятелей Русской Православной Церкви.
Конечно, одобрение церковью действий власти обеспечило бы признание некоторой легитимности их безнравственных указов и распоряжений. Но в этом ли только дело? Вопрос стоит о защите Отечества и, естественно, вместе с ним бездарных руководителей. А защищать страну некем! Новые методы воспитания молодого поколения плодов не приносят, а старые забыты. Кругом безнравственность и сопутствующая ей безответственность, и, конечно, из всех углов лезет корысть. Потому дорогой Президент и забил тревогу. Где истинное лицо нашего доблестного защитника? Подать сюда Тяпкина-Ляпкина. Наводнившие страну мигранты и проевропейские соглашатели в случае чего сдадут страну с потрохами за копейки. Действительно, забеспокоишься.
В любом случае данная ситуация даёт сегодня возможность широкой пропаганды духовного, нравственного и социального опыта, накопленного РПЦ и русской культурой за тысячелетия. Уже за это можно благодарить данную ситуацию и работу ВРНС, которая, мы надеемся, станет и в дальнейшем конструктивной и эффективной. Другое дело, сможет ли она вершить большие дела столь скудными силами, которые привлечены в её руководящий аппарат сейчас. Поживём – увидим!
Как все знают, РОО «Бородино-2012» выступило с предложениями поставить памятники Александру I Благословенному. При подходе к Залу Церковных Соборов активно распространялся Высочайший Манифест императора Александра I – победителя Наполеона. Все понимают, что замалчивание деятельности императора в годы Отечественной войны 1812 года и Зарубежного похода Русской армии становится совершенно недопустимым. Однако, и тут мы иногда слышим странные мнения. Наш замечательный всем известный актёр, поэт и патриот Михаил Иванович Ножкин, которого мы все любим, вдруг объявился ревнивым противником Александра I. Он и трус (прятался в Финляндии!), и лицемер, и пр. и пр. Спрашивается, откуда взяты эти сведения. Вы, очевидно, догадываетесь! Конечно, их распространяли и тиражировали наши враги, в том числе, сам Наполеон. Иные умники любят ссылаться на стихи великого Пушкина. Простите, но и Пушкин не был чужд тем влияниям, которые распространяла Европа через окна и двери, пробитые ещё Петром Великим. Со временем его мнение об Александре I резко изменилось до обратного. Тут необходим был собственный житейский опыт, которым Пушкин в первом случае не обладал. Время всё ставит на свои места. Помнится, очень много скверного писал о Павле I наш любимый поэт-партизан Денис Давыдов. А герой войны 1812 года Александр Петрович Ермолов уже будучи в отставке отмечал, что из всех пяти царственных периодов, которые он застал, наиболее эффективным и позитивным он считал время правления Павла I. А ведь он, кроме правления Павла I, застал правление и Екатерины Великой, и Александра I, и Николая I, и Александра II. Тут было из чего выбрать! И с чем сравнивать! На наш взгляд, он не выделил период правления Александра I, поскольку сам период был очень сложный и длительный. Да и видится большое, как известно, на расстоянии.
По этим причинам мы предлагаем нашим историкам уйти от иноземных обвинений и шаблонов в оценке русского императора и дать новый объективный взгляд на эту, безусловно, героическую личность. Уже читая его Манифест, убеждаешься, сколько незаслуженно оскорбительного мы ему приписываем. Почитайте документы 1812 года, и вы убедитесь, дорогой читатель, что ни в каких конфликтах с Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым он не был, с Государственным секретарём Александром Семёновичем Шишковым не ссорился. В гибели своего отца не виноват, что ему обычно приписывают злоречивые недруги и завистники. Этим обвинением, кстати, пытался спекулировать Наполеон, домогаясь всякого рода политических уступок и преференций.
На период царствования Александра I выпали большие испытания, но ему удалось их преодолеть, не отделяясь от общества и не выделяя себя из него. Ему удалось объединить цели и интересы российского общества, разделённого по имущественному, юридическому и сословному праву, вокруг задачи защиты своей культуры, своего дома, своего Отечества. А ведь этому различающемуся обществу пришлось противостоять весьма искушённому и многочисленному врагу, объединившему всю Европу в походе против России, имеющему свою живодёрную экономическую идеологию, презирающему наши религиозные святыни и желавшего только грабить и покорять, унижать и властвовать.
Уже в промежутке между наполеоновскими агрессиями (после Тильзитского мира) Александр I пытается найти противодействие тем новациям, которые привносились в Россию из Европы. Данная тема была поручена М.М. Сперанскому, но найти противоядие буржуазному экономическому беспределу, стремительно развивавшемуся в Европе, не удавалось. Тому, что называлось европейской революционной свободой, а на самом деле было свободой буржуазного спекулятивного экономического подавления и уничтожения конкурентов, могло противостоять только общество с глубоко нравственными установками, принципами, традициями взаимоуважения и культуры. Была ли такой Россия в то время? Наверное, нет. Но сложившиеся обстоятельства и агрессия противника в 1812 году заставили общество таковым стать на период противостояния неприятелю и изгнания остатков его армии с родной земли. Совесть, нравственность, бескорыстие, честь семьи и рода, самопожертвование стали руководящими принципами этого времени. И православные священники были в авангарде всего, что способствовало будущей победе. И в этом большая заслуга императора.
Когда досужие историки ставят вопросы о православной вере самого государя, они лукавят, поскольку эти признаки православия налицо в каждом его действии, государственном указе и каждом манифесте.
Сегодня научный исторический мир уже не сомневается, что Александр I и томский старец Фёдор Кузьмич – одно и то же лицо. Исследования доктора исторических наук М.М. Громыко с максимально возможной убедительностью доказали это. Причины такого ухода Александра I из политической жизни своеобразны и исключительны: он был глубоко верующим человеком, весьма ответственным и честным перед народами России и Европы Государем. Примером является его Манифест о ведении Россией бескорыстной политики в Европе от 31 августа 1806 года с предложением к европейским странам проявлять взаимопонимание и сдержанность. И является показательным для того времени, что его инициативы натолкнулись на непонимание европейских правительств, противостояние и агрессию Наполеона, который только себя видел в роли миротворца.
В последующем России пришлось вести сугубо оборонительную войну против народов Европы, которые были втянуты в неё, не имея сил противостоять агрессивному «ужасу мира» (А.С.Пушкин) и его вдруг объявившимся союзникам. И, что показательно, Россия победила в этой чрезвычайно тяжёлой войне не без помощи мудрой, тонкой и ответственной политики Государя.
После войны на Александра I свалился весь груз внутригосударственных проблем: претензии участвовавшего в войне дворянства, осознание как потребности в реформах, так и неприемлемости европейского пути развития для России, насущная необходимость отмены Крепостного права и т.д.. Он чувствовал, что Россию сталкивают на путь буржуазных преобразований по примеру Европы, но не мог этому противостоять. Чувства чести, достоинства и благородства не позволяли ему обратить государственную машину против революционно настроенных кругов в российской армии, которая совершила подвиг, сломив изощрённого врага в 1812-1815 годах. И он принял решение уйти из политической жизни, инсценируя свою смерть. Долгие годы пришлось прожить Александру I в образе старца Феодора Кузьмича. Он ушёл из жизни в 1864 году, оставив светлую память и народную благодарность в сердцах томичей и всех других сибиряков, кто так или иначе с ним соприкасался. На иконе «Собор сибирских святых» он в верхнем ряду второй справа.
Сегодня, празднуя 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, мы обязаны настаивать на политической и нравственной реабилитации Александра I Благословенного. Более того, русское общество, правительство и Русская Православная Церковь должны признать величие его духовного подвига и приход его к старчеству. Сегодня наступило это время – время отдать должное нашему Государю.
Тут следует отметить ещё одно заблуждение, которое умышленно привносят в наши головы, геополитические враги России. Они видят, как отрицательно относится наше общество к масонам, и умышленно наделяет принадлежностью к этой организации и Александра I, и Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова и многих других им неугодных полководцев и общественных деятелей России. Но масоны начала XIX века и масоны начала XX века – это две большие разницы. Организация, развивающая в начале своего пути идею приоритета свободы и разума («вольных каменщиков»), превратилась в дьявольскую тайную организацию по эксплуатации народов и их порабощению. Но это не имеет отношения ни к М.И. Голенищеву-Кутузову, ни к императору Александру I Благословенному.
Сегодняшнее восстановление доброй памяти Александра I станет прекрасным примером духовного подвига для нынешней плеяды государственных деятелей. Именно в таких деятелях нуждается сегодня страдающая Россия, оболганная негодяями и предателями со всех сторон, изуродованная безобразным правлением, живодёрством над собственным населением современных нуворишей и коррумпированных чиновников.
И в этом отношении XVI Всемирный Русский Народный Собор уже стал заметной вехой в возвращении традиционных ценностей, возвращённой надеждой на будущее общегосударственное возрождение традиционных ценностей и устройства государственных структур, надеждой на повсеместное возрождение православия.