Здравствуй, край суровый, но желанный,
Рад, что снова стежки привели.
Здесь живет Володина Светлана –
Поэтесса Чердынской земли.
Ф. Востриков
Постижение уникальности художественного мира поэта немыслимо без живого эмоционального отклика на его произведения, без страстного интереса к личности человека. Светлана Володина необычайно популярна в Верхнекамье, особенно у себя на родине, в Чердыни. Знают ее не только любители поэзии, но и простые люди, школьники. Значит, все они нашли в поэзии Светланы Володиной то, что близко им и созвучно их сердцам.
Кто же она такая, Светлана Володина? Что это за человек, который пишет такие проникновенные строки о своем крае?! Я живу на Урале, в глубинке, Где ветра о свободе поют, Где мелькают лесные тропинки, Там, где хмурится старый Полюд…
В стихах С.Володиной есть отчая земля – “таежная, малая родина, которая обогащает запасом ярких, неповторимых впечатлений ее поэтическую душу. В суровых пейзажах северного Урала автор ищет и находит добрые краски, свет и надежду, свою литературную тропинку к благородному читателю” [4, 3]. Поистине высокая дочерняя любовь к родине, доверительное отношение к людям дают автору силу. “Поэзия Светланы музыкальна, образна, добра и лирична” [4, 3]. Может, где-то земли есть красивей этой, И над теми землями небеса синей, Для меня хватает и тепла, и света В том краю родимом на земле моей.
Она родилась и выросла в Чердыни. В 1995 году закончила журналистский факультет Уральского госуниверситета в Екатеринбурге, почти 12 лет отдала работе в газете “Северная звезда”. С.Ю.Володина – лауреат областного конкурса памяти В.Дементьева, погибшего в Нагорном Карабахе, член Российского авторского общества, член Союза писателей РФ, почетный гражданин Чердыни. Вышли в свет три поэтических сборника С.Володиной: “Родная музыка берез”, “Ромашковое поле”, “Чистый родник”. Четвертая книга (“Чердынь – тайна вечная”), посвященная истории Чердынского края, написана стихами и прозой.
Живительный родник стихов поэтессы, прославляющей родной край, его природу и людей, живущих на этой земле, находит свой путь к сердцам читателей. С.Володина воспевает милую ее сердцу природу, малую родину, Россию, людей, которые живут на нашей земле. Прочитав ее стихи, понимаешь, в каком чудесном краю живешь.
Кто сказал, что наш уральский север суров? Он невероятно красив и поэтично добр. Просто мы мало знаем его, мало изучаем, мало приглядываемся к его природным картинам. В нашем крае чуткий взгляд отыщет много красоты, достойной быть увековеченной кистью живописца или пером художника слова. Поистине таким поэтическим мастером стала для Чердыни наша землячка Светлана Володина, творчество которой сегодня известно во многих местах России.
Живя мечтой о сохранении единства человека с родной природой, Володина стремится отчетливей представить возможные проявления такого единства. Осмысливая нравственные и трудовые традиции, идущие из глубины веков, она вырабатывает свои поэтические представления о жизни, которые во многом предопределили своеобразие ее поэтического мира. Мира, в котором особое место занимает малая родина – Чердынь, с ее неповторимой красотой и богатой историей.
“Чердынь – старейший город Урала. Расположен он, как Рим и Москва, на семи холмах правого берега Колвы. Из Чердыни, как из столицы античного мира, выходило шесть дорог”, – пишет бывший директор Чердынского краеведческого музея, профессор Пермского госуниверситета Георгий Николаевич Чагин [17, 8]. А вот как об этом говорится в стихах нашей поэтессы:
Семь волн неразделимых, семь холмов
Вздымают к Богу, как в молитве, руки,
Кресты церквей старинных и домов
Седые крыши – всех ветров подруги.
Чердынь считается провинцией, глубинкой. Но Светлана именно здесь находит духовный материал для своего творчества:
…Ты, как баба деревенская,
Но таится тут, в глуши,
Настоящая, Вселенская
Глубина твоей души…
Наш город – неотъемлемая частица Урала, ставшего для нее неповторимым местом жизни, как и рязанщина для С.Есенина. Вспомним: “Край ты мой, заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос заброшенный, лес да монастырь…” Нерадостная картина – заброшенный край да нескошенное сено. Но эта печаль лишь подчеркивает любовь и привязанность Есенина к родным местам. Так и в володинском стихотворении “Провинция” сквозит та же безутешность и безысходность: “Наш удел – в огороде копаться Да возиться у русской печи…”.
Но вместе с тем – сколько гордости, сколько дочерней привязанности и восхищения в других ее строках:
…И на жарких июльских покосах
Запах сельского сена вдыхать,
На весенних лазоревых росах
Плодородные земли пахать.
Запах сена, свежесть росы видятся поэтессой не так, как другими, они воспринимаются ею как что-то свое, истинно уральское, близкое и родное ей самой, живущей хотя и в провинции, но обладающей несказанным богатством, какого не имеют люди, считающие себя истинными горожанами:
А видал ли ты, горожанин,
Наш особый, уральский восход,
Как своей малахитовой гранью
Упирается в лес небосвод?
Говорят, поэт – это человек, много повидавший и передумавший. Но вот и “все же, и все же домой воротился”. Этот дом для Светланы, без сомнения, Урал, древняя Чердынь:
Уезжая в далекие дали,
Улетая в чужие края,
Здесь я сердце свое оставляю,
Потому что уралочка я!
Творчество Володиной питает богатейшая история родного края, и то, что она находит свое отражение в ее произведениях, – очень естественно и ненадуманно. Только черствый, лишенный чувств человек не обращается к тому, чем живет его малая родина, что витает, кажется, в самом воздухе. Для поэтессы не существует настоящего без прошлого, их неразрывная связь ощущается и в стихах. Причем, история для нее – священная страница судьбы края, в котором Светлана родилась. Но эта связь не просто поэтический прием, это искреннее сопереживание и сочувствие, полнота ярких чувств и размышлений:
…Язык огня вылизывал дотла
Все, что древесной силою держалось,
Но Чердынь снова строилась, жила,
В узор камней и в зелень обряжалась.
Светился город лицами людей,
Гудел, как улей, на ладонях пыльных
Соборной и Торговой площадей,
И пел, и горевал в крестах могильных…
Своим творчеством Светлана как бы оживляет былое. С.Залыгин так говорит о взаимопроникновении времен в искусстве: “Настоящего ведь никогда нет в его “чистом” виде; “чистое” настоящее – это разве только биология, нынешний процесс жизни как таковой. Мышление же, тем более мышление творческое, никогда не обходится без памяти, следовательно, без будущего. И опять-таки один писатель опирается на свою память, другой – на свое предчувствие чего-то будущего. Истинный же талант – это еще и счастливое сочетание и того, и другого…” [14, 292]. Такое сочетание обнаруживает и поэзия С.Володиной. Она рождена на древней уральской земле, рождена временем с его острыми коллизиями. Светлана может четко улавливать эти коллизии, видеть, как они отражаются в сердцах человеческих. Это обеспечивает ее стихам и глубину переживания, и широту исторического кругозора.
В своих стихах поэтесса возвеличивает те культурные ценности, которыми богата ее малая родина. Чердынь – город-музей, с множеством памятников истории и архитектуры. И об этом культурном наследии она рассказывает и своим землякам, порою не замечающим сей красоты, напоминая о том, что и у них есть чем гордиться. Вот так описывает она действующую церковь Иоанна Богослова:
Белый храм с облаками отражает река,
У него за плечами, как туманы, века.
Проникает невольно в сердце жалобный стон,
Этот звон колокольный – песня давних времен…
Или Никольский храм в Ныробе:
И вздрогнет колокол бессмертный.
И воссияют предо мной
Пять куполов Никольской церкви,
Как пять корон земли родной…
или Воскресенский собор в Чердыни:
…Быстро тают в пасмурной дали
Окна Воскресенского собора
И легенды Чердынской земли…
“Легенды Чердынской земли”, уважение к родному краю для поэтессы являются своеобразным поклонением, поэтому, наверное, и тема малой родины – одна из главных в ее поэтическом творчестве. Воспевая свой край, Светлана тем самым прославляет свою глубинку, древнюю Чердынь. Третий сборник Володиной “Чистый родник” был представлен на московском книжном рынке. О нем, а значит, и о нашей поэтессе, узнали не только в Москве. Ее имя стало известно в Германии, Англии, Франции. Вместе с ее именем люди узнают о Чердынской земле. А когда Светлана по заказу Союза малых городов написала гимн и ее стихи положил на музыку заслуженный артист России Леонид Григорьевич Шумский, эта “Песнь малых городов” была восторженно принята:
…А память о растраченных годах
Хранит глубинка трепетно и мудро,
Встречают люди доброй песней утро
В твоих, Россия, малых городах.
Содружество чердынской поэтессы с этим композитором продолжается: сейчас Шумский пишет музыку и создает альбом из 12 песен на ее стихи.
По словам С.Володиной, любить свою землю надо учиться, постигать это чувство постепенно, медленно, все сильнее и сильнее ощущая его в сердце. “Я счастлива, – говорит поэтесса, – что могу помочь педагогам в воспитании духовности у школьников. И совсем не важно, мои стихи читают или стихи других поэтов… Уверена, что душа, наполненная поэзией, сеет только добро, радость и вдохновение… Сейчас они обнаруживают, что родились в самом лучшем на свете краю. А через истинную любовь к малой родине они научатся любить Россию – всю без остатка…” [8, 4].
Сейчас много пишут и говорят о возрождении России. “Здесь нечему возрождаться, – говорит С.Володина, – поскольку в глубинке ничего и не умирало – ни свобода, ни душа, ни красота природы нашей” [8, 4]. В унисон словам Светланы звучат слова российского поэта Евгения Евтушенко. Со сцены Чердынского Дома культуры он читал свои стихи, восхищался нашей Чердынью. По убеждению Евтушенко, именно от глубинки, от провинции начинается возрождение России, потому что здесь живут умные и добрые люди, чистые душой и помыслами… А поэтесса восклицает:
И пусть торопится молва
Справлять по родине поминки –
Я знаю: Родина жива,
Пока живут ее глубинки!
Любовь Светланы к малой родине отражается во всем. Но надо заметить, что она начисто лишена риторики и далека от попыток воссоздать увиденное или рационалистически истолковать свое патриотическое чувство. Здесь какая-то неведомая другим, потаенная, духовная связь.
Через любовь к малой родине у С.Володиной прослеживается большое чувство ко всей России в целом:
Я русская, я русская душой.
И никаким далеким дивным странам
Не заслонить любви моей большой
К родной земле, к ее глубоким ранам…
Восприятие поэтессой и малой родины, и России очень близки к есенинскому. Поэзия Есенина много значит для Володиной. Она помогла впервые организовать поток лирических переживаний, помогла ей определиться, поэтически осмыслить глубинную связь с Россией: “…Ничего мне на свете не надо, Кроме вечной России моей!”
Володина, как и Есенин, воссоздает живописный образ Родины, сравнивая Россию с женщиной:
…Добрый взгляд, как небо, синий –
Ты всегда мне видишься такой,
Женщина прекрасная – Россия –
С русою распущенной косой.
Володина видит в России самое доброе, светлое, чистое, то, чем проникнута душа русской женщины. В сердце поэтессы всегда живет образ России, непоколебимый и свободный:
Я хочу, чтоб Россия моя
Излечилась от злого недуга,
Чтоб с улыбкой вставала заря
Над росинками сонного луга…
Я храню ее в сердце одну –
И награду мою, и потерю,
Потому что я в эту страну,
Как в святое распятие верю!
Если продолжать сравнивать поэзию Володиной и Есенина, почувствуешь, как многокрасочна и выразительна цветовая палитра. Причем, образ России, ее пейзажи поэты передают в одинаковой цветовой гамме. Пейзажи в стихах Есенина наполнены голубизной: “летний вечер голубой”, “синяя вьюга”, “Голубизна то нежная, то перламутровая, то глубокая до синевы”. А вот как пишет С.Володина: “Бродят синие тени. И снова Старый день убирается прочь”. И еще: “Дай испить твою синюю грусть, Аж до самых серебряных звезд”.
Сочетание синего и малинового цветов придает особую выразительность поэзии С.Есенина: “О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку”. У Володиной часто встречаются сочетания голубого с золотым цветом:
А среди первозданного хлеба
Тут и там – голубые цветы,
Словно кто-то лоскутики неба
Разбросал по волнам золотым.
Или малиновый и золотой соединяются:
Скромная, доверчивая Родина…
Аромат малиновый, густой.
Бусинками черными смородина
Впитывает солнечный настой.
Для С.Володиной природа – это вечная красота и гармония мира. Нежно, заботливо, без какого-либо нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение душевных перегрузок. Именно так воспринимаются стихи поэта о родной природе, именно так возвышенно-просветленно воздействуют они на читателя. “Мир человека и мир природы в поэзии Есенина единый и неделимый” [9, 20]. Она автобиографична в самом широком значении этого слова. Черты автобиографизма есть и в творчестве любого художника; сильнее всего они в поэзии лирической. Но лишь у немногих поэтов так обнажены связи между содержанием лирики, ее поэтическим строем и теми душевными страданиями, через которые прошел в жизни поэт. У С.Володиной опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Цветообозначения у С.Володиной зависят как от времени года, так и от ее душевных и физических переживаний. Так, осень, любимая пора поэтессы, окрашена в золотые цвета: “золотая нить”, “золотая заря”, “золотой огонь”, “золотые сарафаны”. В минуты физических страданий преобладают эпитеты серый, черный: “серая тоска”, “черная беда”, “черный холод”. Зима в изображении поэта – “белая кудесница”, радующая и врачующая душу:
Белая хрустящая зима,
Как невесту, Чердынь нарядила,
Понакрыла шубами дома,
Снегом тополя посеребрила.
Одушевление природы – одна из главных черт поэтического мира Володиной. В ее стихах обилие метафор, олицетворений, сравнений: “краснощекие зори”, “белая, бархатная кожа берез”, “белый иней, как седина”, “зима плачет – поснимала наряды”, “луна присела”, “ветер взбивал… перины мягких облаков”, “подмигнул месяц”, “сирень прижалась”.
Авторские переживания отличаются изумительной нежностью и чистотой. В них много личного, домашнего: дочернее чувство к матери, врачующей и окрыляющей, признание ей “в вечной любви”:
Все, что мне суждено – одолело
На дороге тернистой, земной,
Все я выдержу, все я сумею,
Если рядом ты будешь со мной.
Сила С.Володиной в том, что интимный уголок своего внутреннего мира она смогла выразить в словах обыденных, неброских, пронизанных истинным трепетом души и потому покоряющих читательское сердце. В стихотворении “Бабушкины руки”, ласковом, полном горького содержания вины перед бабушкой:
Нежность слов и губ я раздавала
Тем, кто не оставил и следа.
Почему же я не целовала
Бабушкины руки никогда?..
Отчий дом для С.Володиной – это самый прочный уголок ее внутреннего мира, реальная точка, определяющая ее сознание.
В поэтическом мире С.Володиной чувствуется неразрывная связь природы и фольклорные традиции в ее изображении: “Оказывается, русские поэты самую большую привязанность испытывают к соснам, дубам, реже всего встречаются верба, вяз, кедр. Из цветущих деревьев самые упоминаемые – сирень, черемуха” [13, 29]. В центре поэтического мира С.Володиной – береза (первый поэтический сборник назван “Родная музыка берез”), которая в сознании поэта “барышня-березка”; реже встречается клен, сосна, рябина, яблоня, сирень.
Ты посмотри, космическая даль,
Взгляни своими звездными очами
На тот российский, солнечный алтарь
С березовыми белыми свечами!
В центре поэтического мира природы – парадоксальное сочетание потока личных переживаний, бытовых реалий и церковной символики, природа как бы участвует в богослужении, и сама становится у поэтессы предметом поклонения. Именно это мы наблюдаем в стихотворении “Закат над соснами”, где одинокая сосна похожа на богомолку:
Лишь одна стояла богомолкой
От подруг веселых в стороне,
Вытканная черною иголкой
На небесном, алом полотне.
Эти примеры свидетельствуют о том, что образ Родины приобретает, выражаясь есенинским словом, “ангелический” облик. В поэзии С.Володиной выстраиваются образы, одухотворяющие природу: “барышни-березки нарядились”, “клен ладошками дрожит”, “от смущенья молодая краснеет рябина”, “песню поют березы в сарафанах золотых”. Все это столь же естественно и органично, как в лучших стихах русских поэтов о природе, и мы убеждаемся в том, что С.Володина становится зрелым мастером поэтического слова, овладевая искусством живописания природы, с мастерством передавая чувство восхищения природой; личную сопричастность ко всему окружающему миру. Лирическая героиня С.Володиной – человек любящий, ищущий, духовный. Она пребывает в гармонии с людьми и миром. А в третьем сборнике стихов “Чистый родник” границы поэтического пространства расширяются, все громче и настойчивее звучит тревога и боль за судьбу малой Родины и России, многие стихи обретают гражданское звучание. “Где ж, Россия, честь твоя и слава?” – спрашивает она:
Ты, как прежде, просишь подаянья,
И твоя в поклоне голова.
Стынет в сердце горькая тревога,
Злые слезы сковывают речь:
Как тебя, Россия – недотрога,
Для веков грядущих уберечь?
Как уберечь? Ответа она пока не знает, но в ее душе живет надежда в достойное будущее своей страны.
Родина, твой тяжкий труд приемлю,
Вместе нам и петь и слезы лить.
Глубоким пафосом проникнуты те стихи С.Володиной, которые отражают проблемы российского общества. Безусловно, не могли не повлиять на ее творчество события, связанные с войной в Афганистане, а затем в Чечне. Понесла чердынская земля потери в этих войнах, когда 19-летние солдаты не вернулись в отчий дом, к своим матерям:
Смотрит женщина вдаль. А вдали
Только синь горизонта слилась.
Будто пропасти две пролегли
Страшной тенью во впадинах глаз.
Каждый день вспоминает она,
Как ушел ее мальчик служить.
Ах, какая стояла весна,
Как хотелось до счастья дожить!
Нянчить внуков, невестку любить,
А не выть от тоски по ночам
Да на жалость другим не носить
Черной шалью беду по плечам…
…Смотрит женщина русская в даль,
А в руках ее – черный тюльпан
И убитого сына медаль.
Стихи С.Володиной о проблемах современного общества не дань моде, а выражение ее гражданской зрелости как поэтессы. Каких бы вопросов современной жизни ни коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них с болью, мучительно думает и размышляет поэтесса:
Мы теперь не вправе допустить,
Чтоб безверье правило победу,
Чтоб поколенье новое пустить
По нашему неправедному следу.
Чью душу и сердце не заберет трагическое стихотворение “Выла злая вьюга диковато”? Оставят ли кого-нибудь равнодушными?
…Как сказать ей, матери солдата,
Что кружит над домом воронье,
Что за мирный день в России плата –
Жизнь ребенка взрослого ее?
В пропасть горя рухнет, осина,
Сломленная бурей на корню.
К ней везут закованного сына
В цинковую вечную броню.
Горе матерей, потерявших своих сыновей в Афганистане и Чечне, обретает в стихах космический размах, страдает сама земля, пропитанная кровью своих сыновей, мы слышим “крик земли, потерявшей покой”, горе матери, потерявшей сына – это горе, которое испытывает Россия-мать о своих сынах:
На ресницах застыла слеза…
Жаль Россия, ты слышишь, мне жаль,
Что твои голубые глаза
Отуманила снова печаль.
С.Володина чувствует неразрывную связь поколений. Обращаясь к теме войны в стихотворении “Ветеранам” она убеждает читателя, что солдаты Афгана и Чечни – продолжатели боевых традиций солдат Великой Отечественной. Солдаты, мечтавшие о том, что “никогда уже похоронки не ворвутся бедой в дома”, в жизни наблюдают совсем другое:
Не рассеять вам эти туманы,
Что окутали всю страну,
Где афганские ветераны
Под гитару поют про войну…
А слова, как снаряды, глушат
С каждым выстрелом – все точней.
Разрываются ваши души
От кровавой войны в Чечне.
Поэтесса просит прощения у ветеранов, чьи надежды и мечты не оправдали современные правители:
Мы еще не шагнули в пропасть,
Мы стоим на краю сейчас.
За беспамятство, за жестокость,
За безверье простите нас!
Об этом сказала С.Володина в одной из газетных публикаций: “Горько и грустно становится в душе за то, что большинство русских людей не осознали до конца, что пока Родина стоит на краю пропасти, остается нам низко в ноги поклониться молодым и старым ветеранам, попросить прощения за тех, из-за кого страдали русские люди, из-за того, что кто-то неумело правит нашей Россией” [15, 2]. Следует отметить, что автор показывает личную сопричастность к теме войны. Примером тому является стихотворение “Деду”:
Горько и обидно мне бывало,
Что не знала деда своего.
Молодого смелого солдата
Не вернула Чердыни война,
Миллионы жизней были взяты –
Что меж ними стоила одна?
“Парень воевал в Афганистане. Родину чужую защищал” – о солдате, но другой войны.
“Касатики… в цинковых гробах” – о солдате Чеченской войны. Но между всеми солдатами, по словам С.Володиной, есть общее – они отдали свою жизнь за то, о чем мечтали эти солдаты:
Будут счастливы наши дети,
Будет мирною вновь весна…
Зарастут лебедой воронки,
Цвет черемух сведет с ума,
Никогда уже похоронки
Не вернутся бедой в дома…
Наблюдая за процессами, происходящими в современном обществе, поэтесса видит новых хозяев “Россиюшки-зазнобы”, радеющих о своем благосостоянии, живущих без моральных принципов:
Минул век один, другой – явились новые,
Незнакомые, незваные купцы.
Не заступятся за Русь и не обидятся,
Если кто-нибудь возьмет ее в полон.
Вместо глаз христовых доллары им видятся
И рубли с еще не проданных икон.
Чуткий глаз поэтессы видит расслоение народа, горькую участь социально беззащитных людей:
Каждому свое: у магазинов
Занимают нищие места,
Супермены – в креслах лимузинов,
Вдовы – у Господнего креста.
И твои годины горевые
Ничего поделать не смогли:
Должности и звания в России
Снова покупают за рубли!
Боль и тревога за свою страну, за свою маленькую родину звучит в этих стихах о новых хозяевах жизни; “ранимое сердце” автора сопереживает “нищей братии”, оказавшейся на обочине жизни, как и сама красавица Чердынь:
Тихонько у России на завалинке
Провинция присядет отдохнуть…
Глядишь – и снова катаные валенки
Из века в век протаптывают путь.
Каждое из этих стихотворений о “новорусских” – живая образная картина, увиденная неравнодушным взором художника и воплощенная в грустную словесную форму.
От одного поэтического сборника к другому становится крепче гражданское чувство С.Володиной. И чувствуется в ее стихах оптимизм, вера в будущее России:
Только ты дозволь мне в это верить,
Ты дозволь мне чувствовать и знать
То, что “Русь аршином не измерить”
И “умом Россию не понять”!
Любоваться радугой и далью,
Воспевать, гордиться, дорожить
Радостью твоею и печалью,
Чтоб мечтать, надеяться и жить…
И подобному тому, как из малого ростка тянется к солнцу сильное и красивое дерево, от глубинных истоков берет свое начало огромная любовь человека своей большой и великой Родине – Россия. Столько сил потребует от нас эта любовь, сколько перенесет жестокой боли, разочарований и бед, ровно настолько же она окрылит и осчастливит, заставит “и петь, и слезы лить”.
…Ты вечности туманный силуэт,
Скорбящий так возвышенно и просто.
Семь благодатей, семь могучих бед-
Им жить во мне до самого погоста!..
“До погоста” – до роковой черты. Но если не кривить душой, можно смело сказать: “навсегда, навеки…”.
Крепко сердце с краем Чердынским срастается,
Точно корни кедра мощного с землей,
Я уйду когда-нибудь, а он останется,
Освещенный ненаглядною зарей.
Лёгкий ветер взворошит моим дыханием
Чуб вознёсшегося кедра – гордеца.
Знаешь, Родина, и после расставания
Чаровать меня ты будешь без конца!…
Стихи С.Володиной глубоко патриотичны: сколько в них любви, гордости за родной край, желания добра и процветания всем живущим в нём! Древние холмы, широкие разливы Колвы, величавый Полюд, очарование белых ночей, красота уральской природы в любое время года – всё воспето поэтессой любовно и нежно. Поэтическому мастерству, впитывая и творчески преображая, она учится у А.Пушкина, А.Фета, С.Есенина.
В одном стихотворении она уверяет, что “стихи прекрасные рождались Под сиянье пушкинской свечи”. Но, по словам самой поэтессы, ей “ближе по духу и по мысли творчество поэтов Прикамья” [8, 4]. Например, В.Радкевича, А.Решетова, А.Гребнева. Возможно, поэтому в поэзии С.Володиной, как и для поэта А.Решетова, “явления – природа, культура и человек равны, равноценно дороги и все имеют право на существование” [10, 41]. Добрым наставником, советчиком, “путеводной звездой” стал для нее Ф.Востриков, пермский поэт, с которым давно сложились дружеские отношения.
С большим интересом и уважением относится С.Володина к поэтическому творчеству Е.Евтушенко. Е.Евтушенко, который побывал в Чердыни и познакомился с ней, сказал, что С.Володина – “это исконно Чердынская художница”.
Стихи Володиной – богатство Чердынского края, чистый родник, из которого нам еще предстоит зачерпнуть в ладони живой воды и наполнить свои сердца искренностью, доброжелательностью и любовью:
Как, Родина, тобою не гордиться,
Как черных мыслей мглу не превозмочь,
Я не могла в ином краю родиться,
Я – Чердыни возлюбленная дочь…
Действительно, творчество С.Володиной немыслимо без Чердыни, поскольку именно она дает ей вдохновение и те творческие силы, с помощью которых рождаются такие великолепные стихи, что несут нам аромат ромашкового поля, журчание чистого родника и родную музыку уральских берез.
- Бухштаб Б. Русские поэты. Москва,1970.
- Василевских Т. Корнями Родина жива // Северная звезда. Чердынь. – 2002. – № 27.
- Володина С. Родная музыка берез. Чердынь,1993.
- Володина С. Ромашковое поле. Чердынь,1995.
- Володина С. Чистый родник. Чердынь,1997.
- Володина С. Чердынь – тайна вечная. Чердынь, 2000.
- Воложанинова С. Я не могла в том краю родиться // Северная звезда. Чердынь. – 1999. – № 49.
- Воложанинова С. Патриоты глубинки // Северная звезда. Чердынь. – 1991. – № 6.
- Есенин С. Собрание сочинений в 2 томах. Т.1. Москва,1980.
- Иванова С. Изучаем литературу Прикамья. Пермь,1999.
- Кашпай Н. Учимся понимать поэзию и мир // Литература в школе.- 1998.-
- Навеки – девятнадцатилетние. Чердынь, 2001.
- О Есенине. Книга для учителя и ученика. Пермь, 2002.
- Залыгин С. Литературной заботы. Москва, 1972.
- Федосеев Н. В память о ветеранах // Чердынские вести. – 1997.- № 9.
- Фиронов А. Свет погасшей звезды. Белгород, 1996.
- Чагин Г. Чердынь. Пермь, 1972.
С сайта ПГПУ
Добрый день! Меня зовут Евгений Потапов.
Заинтересовал ваш сайт borodino2012-2045.com. Хочу его купить. По факту изучения статистики, я смогу назвать точную сумму которую я готов за него заплатить.
Если вам интересна продажа вашего проекта, жду вашего ответа.
С уважением,
Евгений Потапов
mr.evgenij-potapov@yandex.ru
Почему Вы хотите купить этот сайт? Что вас так привлекло?