13 марта 2016 года, в день рождения Антона Семёновича Макаренко (1/13 марта 1888 г. – 1 апреля 1939 г.), совпавшего в этом году с Прощёным воскресеньем, педагоги и учёные Москвы, а также калабалинцы, воспитанники самого известного ученика Макаренко, продолжателя его дела Семёна Афанасьевича Калабалина (1903 – 1972 гг.), почтили память великого русского педагога, возложив цветы на его могилу на Новодевичьем кладбище.
Они посетили также могилу легендарного лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, чьё столетие будет отмечаться в мае этого года.
В акции приняли участие участники общественного объединения «Алтарь Отечества», Ассоциации учителей православной культуры города Москвы и члены Общественного Юбилейного комитета, посвящённого 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, общественного и государственного деятеля Маресьева Алексея Петровича.
***
Неслучайно, думается, день рождения А.С. Макаренко совпал в этом году с Прощёным воскресеньем. Хочется попросить прощения у выдающегося педагога, чьи труды известны педагогам и учёным многих стран, но пока мало востребованы в России. В 2018 году будет отмечаться юбилей Антона Семёновича, 130-летие со дня рождения. Хочется надеяться, что к этому времени мы не останемся «иванами, не помнящими родства», и достойно почтим его память как одного из столпов русской педагогики, учитывая, что его идеи (о труде как основе воспитания и об организации высокопроизводительного труда, о воспитании в коллективе, о воспитании личности, об организации самоуправления, о работе с «трудными» подростками, о роли дисциплины и уклада жизни, о принципах семейного воспитания и др.) весьма актуальны в настоящее время.
***
ВЫСКАЗЫВАНИЯ АНТОНА СЕМЁНОВИЧА МАКАРЕНКО
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
***
«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».
***
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
***
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
***
«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».
***
«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».
***
«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство»
***
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
***
«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».
***
«С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».
***
«Книги — это переплетённые люди».
.
Общественно–христианский сайт «Вера и время»
http://www.verav.ru/common/konf.php?num=666
.