11 апреля, в 101 день 2013 года Президент РФ Владимир Путин без особого видимого повода посетил буддийский монастырь – Иволгинский дацан, главной святыней которого является нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Если верить сообщениям СМИ, то, прямо с порога, едва войдя в монастырь, Владимир Путин отправился в помещение, где хранится одна из главных святынь российского буддизма. Проведя там в уединении около 15 минут, Президент вышел, чтобы попить чаю с монахами, после чего опять направился к телу ламы. Все это выглядело как событие, далеко выходящее за привычные рамки традиционных протокольных встреч с лидерами религиозных общин. Сам собою возник вопрос: а что же, собственно говоря, побудило православного Президента столь настойчиво обращаться к мистическим артефактам иноверцев?
Формальным поводом для визита стал прошлогодний юбилей: в минувшем году российские буддисты отметили 160-летие Хамбо-ламы Итигэлова и десятилетие его «возвращения к людям». В сентябре 2002 года, монахи извлекли из-под земли кедровый саркофаг, в котором тело ламы хранилось в течение 75 лет. Ученые подтверждают, что в теле Итигэлова до сих пор наблюдаются физиологические процессы: растут волосы, вместо крови, циркулирует белая желеобразная жидкость, образцы тканей – кожи и ногтей – по своему органическому составу не отличаются от тканей живого человека. Один из исследователей феномена профессор Виктор Звягин, проводивший исследование нетленного тела, сделал сенсационное заключение, назвав состояние Хамбо-ламы «прижизненным». По уверениям местных монахов, Итигэлов и с того света продолжает активно с ними общаться. Каждый день в семь утра лама – главный хранитель святыни – путем медитации получает от него духовное послание, которое затем публикуется на официальном сайте российской Сангхи.
Любопытно просмотреть официальные послания Пандито Хамбо-ламы Итигэлова, совпадающие по времени с визитом к нему Владимира Путина. Если сопоставить их с официальной «придворной» хроникой, то можно при желании обнаружить весьма «больные» темы для Президента России:
– об обострении внутриполитической борьбы, заговорах и интригах: «Один начальник, в белой рубашке и в галстуке, сплетничает. Хамбо лама говорит: «Длинный язык обернет его самого» (7 апреля 2013 г.);
– о диффамации (падении авторитета) власти: «Один мужчина, смеясь, говорит: «Когда главу администрации на своей же родной земле с позором гоняют, куда это годится?» Хамбо лама сказал: «Когда придет время, он станет другим» (8 апреля 2013 г.);
– о грядущих испытаниях: «Придет Будда Майтрейя» (10 апреля 2013 г.);
– о необходимости оставаться мужчиной перед угрозой феменизма: «Мужчина должен быть готов к служению» (11 апреля 2013 г.);
– о человеке, похожем на самого Владимира Путина: «приблизившись к Хамбо ламе Итигэлову, один лама говорит: «Хан приехал». Хамбо лама сказал: «Давний философ» (12 апреля 2013 г.). Последнее, по мнению буддийских монахов-толкователей посланий нетленного ламы, означает, что «достичь самых высоких вершин власти способен только человек, обладающий очень сильной кармой».
Можно ли в этих «посланиях» увидеть ненавязчивую связь с насущными заботами и тревогами главы российского государства? Можно, конечно… Точно так же, как в бульварных гороскопах любой желающий может найти для себя нужные совпадения и актуальные рекомендации. Таких мутных «пророчеств» каждый желающий может написать с десяток за пару минут. И все трезвомыслящие люди понимают, что никакого отношения к настоящему знанию будущего они не имеют. А православный же человек должен сугубо сторониться подобных предсказаний, твердо следуя наставлениям Евангелия: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15).
Тем не менее, мода на «буддийского оракула» широко распространилась в элитарно-гламурных кругах российского общества. Первым дорогу в буддийский монастырь проложил еще в 2003 году Анатолий Чубайс, после чего туда зачастили члены правительства, губернаторы и олигархи. В разное время к нетленному телу Хамбо-ламы приезжали Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко и другие. А в 2009 году у Итигэлова побывал третий Президент России. Дмитрия Медведева бурятские буддисты тогда приняли с особым почетом и «назначили», ни много ни мало, живым воплощением семиглазой богини «Белой Тары». Владимира Владимировича, напротив, почему-то обожествлять не стали. Ограничились намеком на звание опытного мудреца – «давний философ». Почему так скромно? – Неизвестно. Наверное, не за славой и почетом, а за чем-то другим приезжал Президент нашего отечества к нетленному буддийскому ламе… А зачем же, тогда? «Его очень заинтересовал секрет вечной жизни», – проговорились буддийские монахи корреспонденту портала Life News. Может быть, речь шла о физическом бессмертии, а может – о политическом… Кто знает?
Единственным, более или менее, обоснованным выводом в данной ситуации может быть предположение о том, что на паломничество к языческому по своей духовной сущности «оракулу» могли подтолкнуть предчувствие перемен, глубокая тревога и скрытый страх грядущего. Судя по всему, Президент был удовлетворен и обнадежен состоявшимся визитом, поскольку публично пообещал 100-процентную поддержку всем буддистам России.
Но, как известно, тщетны надежды тех, кто уповает не на Единого Бога Отца Вседержителя, ибо «Я Господь… Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников» (Ис. 44: 24-26). Таким посланником Божиим был святой Антипа Пергамский, память которого праздновалась именно в тот день, который Владимир Путин «случайно» выбрал для поездки к ламе Итигэлову. Именно о нем апостол Иоанн Богослов рассказывает в своих Откровениях: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2: 12-13).
Священномученик Антипа был епископом Пергама в жестокие годы царствования императора Нерона. По его примеру жители города, в котором веками служили сатане, начали уклоняться от языческих жертвоприношений. На допросах жреческой «инквизиции» он отвечал, что ни за что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека потому, что он поклоняется только Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик и в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан.
Хочется надеяться на то, что проповедь святого Антипы не была напрасной, что, несмотря на цунами оккультизма и неоязычества, хлынувшее с мониторов и телеэкранов, несмотря на всяческие модные трэнды и дурные примеры, русский народ сохранит в себе истинную Веру православную. В ней же, и только в ней да будет всем нам утешение и спасение!
Максим Лесков, публицист, кандидат философских наук, Москва